Яхта на батареях: участник списка Forbes Олег Бурлаков строит лодку на альтернативной энергии
Все проекты 100-метровых яхт обладают некоторым набором нововведений, а в их описании используют слова «инновационный» и «новаторский», указывал ресурс Superyachttimes в апреле. Но заказчику проекта Black Pearl этого было недостаточно, отмечал портал: «Он решил создать то, что несомненно станет одним из самых знаковых проектов в отрасли».
Владельцем 106-метровой «Черной жемчужины» (Black Pearl), о которой так лестно отзывается ресурс о супер-яхтах, является бизнесмен Олег Бурлаков. Свое состояние, которое по оценке Forbes составляет $650 млн, он сколотил на торговле цементом и добыче нефти.
Сокол и Жемчужина
На «Черную жемчужину» Бурлаков потратил более 250 млн евро (150 млн евро — кредиты европейских банков). И этот только «техническая сторона», общие инвестиции в парусник могут составить до 400 млн евро.
«Лодка не для развлечений», — подчеркивает Бурлаков в разговоре с Forbes. По его словам, цель проекта — «создание кораблей, у которых будут новые источники энергии и новые возможности».
Бурлаков с детства увлекался судомоделизмом, а идея создания собственной лодки «приходила и уходила 20 лет». Пока в 2005 году бизнесмен не наткнулся на новость о первых гибких жидкокристаллических солнечных батареях. У фигуранта списка Forbes, который имеет степень PhD в области источников энергии, появилась идея использовать солнечные батареи вместо парусов.
Чтобы реализовать проект, Бурлаков нашел единомышленника — английского дизайнера Кена Фрейвоха. В 2006 году разработанная им яхта «Мальтийский сокол» (Maltese Falcon) произвела на яхт-шоу в Монако настоящий фурор. Уникальная система из 15-ти квадратных парусов раскрывалась всего за шесть минут. Аналогичная парусная система сейчас установлена на «Черной жемчужине».
Уникальность проекта в том, что в ткань парусов интегрированы гибкие солнечные батареи, объясняет Бурлаков. А при движении лодки энергию можно «снимать» с винтов, которые вращаются за счет набегающего потока воды.
Технология позволяет генерировать до 1 МВт/час, утверждает Бурлаков. Это обеспечивает все энергопотребление на лодке, а «излишек» закачивается в аккумуляторные батареи, объясняет Бурлаков. Емкость батарей добавляет системам жизнеобеспечения, навигации и кондиционированию до 10 часов автономной работы. Использовать энергию для движения судна малопродуктивно: на высоких скоростях батареи будут быстро разряжаться.
Альтернатива двигателю внутреннего сгорания уже есть, отмечает основатель Burevestnik Group Андрей Бойко: яхты с гибридным двигателем. Их себестоимость пока высокая, но в эксплуатации они существенно дешевле. Такая яхта длиной 50 м при скорости в 8-9 узлов потребляет немногим больше 100 литров топлива в час, а аналог с двигателем внутреннего сгорания в 4-5 раз больше. Проект на солнечной энергии может оказаться перспективным, не исключает Бойко: «Если экономика позволит его тиражировать».
Баржа на парусах
12-местная «Черная жемчужина» построена голландской верфью Oceanco. На ней же были построены яхта Anastasia Владимира Потанина, названная в честь его дочери, а также яхта St. Princess Olga, которая по информации, впоследствии опровергнутой в суде, использовалась семьей главы «Роснефти» Игоря Сечина.
До конца года Бурлаков рассчитывает закончить тестовые испытания лодки и получить сертификаты на эксплуатацию судна. За «Черную жемчужину» уже предлагают сумму, вдвое превышающую расходы, хвалится ее владелец. Но его планы куда масштабнее: вслед за лодкой Бурлаков собирается создать 200-метровое грузовое судно на парусах.
Такая баржа не только более экологична, но и будет стоить в 1,5-2 раза дешевле аналога с двигателем внутреннего сгорания, утверждает Бурлаков. По его словам, проектом уже заинтересовались три крупных автопроизводителя, перед которыми стоит задача перевозить автомобили через Атлантику с минимальными выбросами.
Со всеми тремя интересантами подписаны предварительные соглашения. Они же готовы предоставить финансирование. На новый проект Бурлакову потребуется $100-150 млн. Запущенный в производство грузовой корабль на парусах будет стоить $50-60 млн, рассчитывает бизнесмен.
Суда на альтернативной энергии как правило тихоходные, говорит гендиректор Морского инженерного бюро Геннадий Егоров: «Их предел 10-12 км/ч». Этого недостаточно для быстроходных грузовых судов на 4-5 000 автомобилей, которые развивают скорость около 30 км/ч. Солнечные батареи можно разместить на крышах грузовых судов и использовать энергию для обеспечения жизнедеятельности, рассуждает Егоров. Это позволит сократить часть выбросов, продолжает он: «Альтернативная энергия — положительный фактор, но не полная замена».