Павел Дуров окончательно состоялся как великий бизнесмен. Создатель «Вконтакте» Павел Дуров в свой день рождения написал о семи вещах, от которых нужно отказаться для того, чтобы добиться успеха в «созидании». Без этого шага его образ оставался незавершенным. Дуров — фигура в определенных кругах культовая. А для настоящего гуру бизнеса некая философия, складно изложенная, просто необходима. До сих больше писали о нем, взять, например, книгу «Код Дурова» Николая Кононова. Но с точки зрения деловых расчетов это означает отдавать деньги в чужие руки. Зачем предоставлять возможность наживаться на себе, когда можно рассказать про себя от первого лица, да еще и заработать на этом? А публикацию на его странице «Вконтакте», где имеются следующие примечательные слова «Когда-нибудь я подробно опишу причины отказа от каждого из этих пунктов», можно смело считать заявкой на будущую книгу.
Впрочем, подход Дурова назвать оригинальным нельзя. Он полностью укладывается в рамки привычной для Запада бизнес-схемы, когда собственные достижения по части предпринимательства неплохо бы закрепить их «продажей» публике — в форме ли книги, или же путем публичных выступлений. Тут можно вспомнить бестселлер Ли Якокки «Карьера менеджера», книжку Ричарда Брэнсона «К черту все! Берись и делай!» Ну и конечно, самого великого человека на данном поприще — Дональда Трампа с его почти двумя десятками книг (причем о нем уже написано больше).
Причины, по которым публика охотно покупает такого рода книги, понятны. На Западе широко распространены публикации из серии «помоги себе сам». Но оно дело когда их пишет профессиональный «наставник», «мотивационный оратор», другое — когда автором книги выступает успешный бизнесмен. В последнем случае и доверие и читательский интерес гораздо выше. Психология человека устроена так, что многие надеются, что им удастся использовать чужой опыт в личных целях.
Со стороны авторов мотивация не всегда корыстна и меркантильна. Они рассуждают следующим образом: «если я смог чего-то добиться, то почему бы мне не научить других?» В Америке подобный ход мышления даже является чертой национального характера, как говорится, «прошит» в подсознании. А создание паблисити является приятным побочным эффектом, и помогает продавать больше и лучше — не книг, а основного продукта данного предпринимателя.
Если почитать мотивационные книги — и автобиографические, и нет, все эти «Семь навыков высокоэффективных людей» и подобную литературу, то понимаешь, что повториться в них невозможно. Путей к богатству существует столько же сколько и людей. Путь каждого удачливого бизнесмена — уникален. И даже советы тех, кто сам добился успехов только на ниве «мотивационной деятельности», постоянно обновляются. Когда-то страшно популярный в СССР Дейл Карнеги сегодня в США накрепко забыт. Новые поколения принесли свежие подходы.
Но книга Дурова, если она выйдет, будет интересна тем, что ее автор — россиянин, пусть и эмигрировавший. Ведь чужой бизнес-опыт мало подходит для отечественных реалий. До сих пор у нас не было книг сопоставимых с произведениями Ли Якокки, Брэнсона или Трампа. Но в России и не было бизнесменов подобного уровня, точнее с сопоставимым авторитетом и бэкграундом. Состояния в 90-х делались таким образом, что писать об этом было бы, мягко говоря, неудобно. Многое, к тому же, определялось случаем и местом. Откровенные воспоминания Ходорковского или Гусинского стали бы интересны разве что юристам, изучающим уголовный кодекс. Рядовому читателю подчерпнуть из них нечто полезное для себя было бы невозможно.
Выпущенная «Менатепом» книжка в 1992 году «Человек с рублем», скорее, способствовала дискредитации российского бизнеса, так же как «Приватизация по-российски», написанная «союзом писателей», получивших по $90 000 долларов за соавторство.
Сейчас же приходит время предпринимателей иной формации, действительно сделавших самих себя. Павел Дуров один из немногих россиян, создавший себе и имя и деньги в сфере информационных технологий, и вышедший на международный рынок. Как не относись к его фигуре, к его провокационным, порой, заявлениям и поступкам, но он тот, с кого хотелось бы делать жизнь юношам и девушкам. Быть как Дуров — не стыдно.
Развитие российского предпринимательства, о котором я часто пишу в Forbes, оборвалось в 1917 году на такой точке, когда наши купцы и промышленники еще не дошли до идеи описать свои достижения. В этом не было никакой отсталости — в Америке и Европе подобное еще также не практиковалось; тогда считалось что жизнеописание бизнесмена — это не сюжет для бестселлера. Теперь наступает время наверстывать упущенное.
Но для того, чтобы книга «получилась», одних бизнес-достижений мало. Важно то, как она написана, насколько оригинальна и увлекательна будет подача материала, или, напротив, насколько серьезна. Тут надо просчитать и запрос публики, что ей интересно, и актуальность материала. У Дурова даже в его «семи заповедях» есть немало спорного, а то и откровенно глупого и вредного, например, отказ от таблеток. Но великих людей, в том числе и на таком сугубо прагматическом поле как бизнес, нередко «заносит». То ли собственный успех кружит им голову, то ли изначально в них присутствует некая «темная сторона» личности. Так купцы, описываемые Гиляровским, порой тоже любили почудить, могли не иметь дело (будучи староверами) с «курильщиками» и «пьяницами». В современной им Америке иные методисты и прочие религиозные сектанты тоже могли заводить собственные порядки, например, владелец одной из первых торговых сетей не принимал на работу курящих.
В целом, в мотивационной литературе, в том числе автобиографической, нет ничего опасного. Просто к ней надо подходить со здоровым скептицизмом, понимая, что персональный опыт выдающихся людей интересен и поучителен, но он не заменит собственной головы на плечах. Каждый в бизнесе идет своей дорогой и чужой путь повторить не сможет. Дуров — молодец, но тот кто прочитает его откровения, путь в кратком виде в соцсетях, и разбогатеет, разбогатеет не благодаря этому.