Михаил Гуцериев: «В России на семейный бизнес смотрят как на мафиозный клан»
До последнего времени активы группы «Сафмар» делились между вами, вашим младшим братом Саит-Саламом и племянником Микаилом Шишхановым. В этом году акционерами стали еще два члена семьи — ваш сын Саид и племянник Билан Ужахов. Почему вы решили сделать их своими партнерами?
Они получили по 10% акций в наших новых компаниях — «Эльдорадо», «М.Видео» и «Техносила», которые будут объединены. Пока это награда за хорошую работу, аванс. Мы перевели Ужахова с поста главы «Русского угля», и сейчас он работает вице-президентом «М.Видео», вторым в компании после [основателя компании, президента Александра] Тынкована, перенимает опыт.
- Богатейшие семейные кланы России — 2017. Рейтинг Forbes
- Саид Гуцериев стал кандидатом в рейтинг Forbes 200 богатейших бизнесменом России
Хочу в будущем, лет через пять, если он заслужит, сделать его генеральным директором [объединенной компании] «Сафмар ритейл». Мой сын Саид — председатель совета директоров «М.Видео» и «Эльдорадо». Это новое поколение, молодежь, будут что-то новое придумывать. У нас ведь большой объем продаж будет в интернете.
Сколько всего у вас близких родственников и кто из них может претендовать на доли участия в активах группы?
У нас более 30 детей и племянников. Многие из них еще маленькие. Будем смотреть на них по мере их взросления. Важно, какое образование они получат, что будут делать для компании. Билан [Ужахов] за десять лет вырос в крупного менеджера. Они хотят заниматься бизнесом. А многие совсем не хотят. Один спортом занимается, другой — чиновник. Кто-то совсем не хочет работать, хочет по утрам поздно вставать. Все у него хорошо — квартира есть, дача есть, ходит на работу, получает свои $10 000, его устраивает. Как таких можно заставить?
По какому принципу вы пускаете в бизнес родственников?
Сын Саит-Салама Саад еще маленький, он только что поступил в МГУ на экономический. Если он будет вставать рано утром, в 6:00 идти в спортзал, в 9:00 быть уже на работе, а уходить в час ночи, как это делают все остальные, тогда и посмотрим. Допустим, Саид, мой сын, работает по 16 часов в сутки. Он заслуживает уважения. У него теперь есть доли в нефтяном бизнесе — я с ним поделился своим пакетом.
А остальные?
Кто-то живет за границей, например в Германии, кто-то работает в банке в Англии, а кто-то — в России.
Ваш сын Саид учился в Англии, работал в Glencore, племянник Билан Ужахов учился в университете в Германии. Почему не остались работать за границей, как это сделали другие?
Саиду и Билану очень нравится в России, а также по нашим обычаям младшие сыновья должны жить с матерью, поэтому они живут в России. Мы тоже так жили. Мой младший брат Саит-Салам жил с матерью в одном доме до ее кончины.
Кого из родственников вы видите в будущем главой холдинга?
Я хочу поработать интенсивно лет десять, если Бог даст, то есть будет здоровье и удача, и уйти на пенсию. Кто из молодежи к тому времени будет всех сильнее, тот и будет возглавлять «Сафмар».
Вы изучали опыт семейного бизнеса развитых стран?
Да, там на главную роль всегда выбирают самого сильного, а не самого близкого родственника.
Семейный бизнес Гуцериевых будет строиться по западному образцу?
Да нет, какой у нас семейный бизнес? В России никогда не будет семейного бизнеса, потому что здесь нет соответствующего права, сложившейся культуры, у нас не любят богатых людей. У нас все по-другому. У нас на семейный бизнес смотрят как на мафиозный клан.
Вы основатель и контролирующий акционер группы «Сафмар». Вас когда-нибудь обвиняли в том, что вы развели мафиозный клан, что используете свой авторитет в продвижении родственников?
Нет. У нас просто так никто ни высокие должности, ни доли в бизнесе не получает. Все работают, каждый на своем месте. У нас один за всех, все за одного. Только так, и никак иначе.
Есть строгие правила, которые никто не может нарушать. Никто не имеет права употреблять наркотики, злоупотреблять алкоголем, заниматься криминалом, нарушать экономические и другие законы. Все должны иметь хорошее высшее образование, крепкую семью и все должны работать с утра до ночи.
Если Гуцериевы не семейный бизнес, то что?
Мы — это большая семья, которая даже в Москве сохранила все традиции и обычаи своих предков, и в то же время мы идем в будущее в ногу со временем. Наших дедов, родителей насильно выселили в Казахстан, репрессировали, конфисковали имущество, лишили всех прав. Но тем не менее родители выжили и родили девятерых детей. Затем мы вернулись на Кавказ, на родину, но из-за революции в Грозном в 1991 году, а потом военных действий 1994–2000 годов мы вынуждены были опять уехать и переехать в Москву. Все это было сделано не по нашему желанию, не по нашей воле. Но, как видите, мы держимся и стараемся адаптироваться в реальности.
А девочки, ваша дочь и племянницы, будут работать в группе? У них есть шанс получить доли в ее активах?
Они и работают, кто в банке, кто в торговле. Они все работают в наших структурах. Будут жить, надеюсь, дружно и хорошо.