На встречу с российским лидером Трамп отправляется в статусе президента, который не контролирует собственную администрацию, не может найти общий язык с партийными лидерами в Конгрессе и скоро окажется в эпицентре лоббистской войны между разными группами влияния
К грядущему саммиту G-20 в немецком Гамбурге приковано внимание ведущих аналитиков и политологов по всему миру. Особый интерес вызывает будущая беседа лидеров США и России – Дональда Трампа и Владимира Путина. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков уточнил, что президенты двух стран проведут полноценную «сидячую» встречу, а не короткий разговор «на ногах». В свою очередь, американский коллега Пескова Шон Спайсер пока никак не прокомментировал формат будущей встречи. Российские и американские СМИ, ссылаясь на источники в Кремле и Белом Доме, пишут, что Путин и Трамп обсудят проблемы развития двусторонних отношений, сирийский кризис и украинский вопрос. Насколько вероятен прорыв в американо-российских отношениях в условиях нынешнего глобального мирополитического хаоса?
Первая встреча лидеров двух крупнейших ядерных держав проходит на фоне ряда кризисов. Первый кризис – внутриамериканский. Президент Трамп и ряд членов его администрации, включая генерального прокурора Джеффа Сешнса и старшего советника Джареда Кушнера, до сих пор находятся в центре скандала, который в широкой общественности называют «Рашагейт». До сих пор специальный прокурор Роберт Мюллер расследует дела, связанные с отставкой бывшего советника по национальной безопасности Майкла Флинна и экс-директора ФБР Джеймса Коми. С одной стороны, сложившийся негатив не позволяет Трампу взять под контроль собственную администрацию, а с другой – отпугивает многих влиятельных чиновников, которые приглашаются на разные должности в органы исполнительной власти. По состоянию на сегодняшний день, вакантными остаются многие позиции в администрации, Госдепартаменте, Пентагоне и других министерствах.
Другой элемент данного кризиса – партийный раскол. Парадоксальным образом Республиканская партия, имея формальное большинство в обеих палатах Конгресса, не способна справиться с давлением демократического меньшинства. Пока «слонам» не удалось провести через Палату представителей и Сенат ни одного серьезного внутри- и внешнеполитического законопроекта. Напротив, Демократическая партия, сумевшая объединить разрозненные фракции после поражения своего кандидата на выборах 2016 года, тщательно охраняет свое политическое наследие последних восьми лет. Падение влияния республиканцев связано с двумя факторами: низким партийным рейтингом из-за скандалов вокруг президента (антирейтинги Трампа перекинулись на партию) и фракционным расколом. В своей политике Дональду Трампу приходится ориентироваться на узкую группу консерваторов-традиционалистов и палеоконсерваторов.
Умеренные республиканцы недовольны тем, что администрация держит в своих рядах ультраконсерватора-националиста Стива Беннона, который пытается расколоть американское общество по расовому и религиозному признакам. Кроме того, умеренные солидарны с демократами по многим внутриполитическим проблемам, включая образование и здравоохранение. Чайная партия, в основном состоящая из правых консерваторов-патриотов и либертарианцев, не может простить Трампу нерешительность в вопросах налоговой политики и увеличения военного бюджета. Неоконсервативная элита, которая объединяет вокруг идеи американской исключительности «вооруженных голубей» из Демократической партии и «идеологизированных ястребов-республиканцев», призывает вооружить Украину, увеличить военно-техническую помощь Израилю, предпринять решительные действия против режима Башара Асада в Сирии и наказать Россию и Иран.
Серьезный партийный раскол привел к тому, что три крупнейшие республиканские фракции согласовали и провели через Сенат новый законопроект о расширении санкций против России и Ирана. Более того, демократы и абсолютное большинство республиканцев приняли специальный законопроект, который запрещает президенту издавать односторонний указ об отмене санкций против Москвы и Тегерана. Сейчас он застрял в комитете по доходам Палаты представителей, где значительным влиянием пользуются традиционалисты – союзники Трампа. Однако администрация пока лишь выиграла время. Неоконсерватор Пол Райан – спикер Конгресса – недавно заявил, что в скором времени нижняя палата одобрит санкционный пакет, принятый в Сенате.
Второй кризис наблюдается в отношениях США со своими союзниками в Европе. Не секрет, что Германия, Франция и Польша не разделяют политические идеи Трампа в отношении ЕС и НАТО. На почве противопоставления своих стран политике Вашингтона европейские элиты объединились в стремлении не допустить кардинальных изменений на разных политических фронтах, в том числе в отношении Украины и Сирии. Кроме того, немцы и французы вряд ли будут платить по счетам, которые Трамп собирается им выставить за услуги Североатлантического альянса. Понимая безальтернативность диалога с европейскими партнерами, Белому Дому придется пойти на некоторые уступки и согласовать ключевую внешнеполитическую повестку с Брюсселем. В целом сегодня позиции США и России по сирийскому вопросу пошли в сторону отдаления. Что касается Украины, то американцы и европейцы в один голос твердят о необходимости выполнения Минских соглашений. Иными словами, пока не будет намечен прогресс, Вашингтон и Брюссель вряд ли станут серьезно обсуждать вопрос об отмене санкций.
Третий кризис начался в результате лоббистского противостояния в Вашингтоне. Корпорация ExxonMobil, имеющая бизнес-интересы в России, использует своих лоббистов, чтобы заблокировать новые санкции против Москвы и начать процедуру отмены уже существующих ограничений. Госсекретарь Рекс Тиллерсон (в прошлом глава ExxonMobil) старается дистанцироваться от вопроса санкций. Во время сенатских слушаний по утверждению на должность Тиллерсон подчеркнул, что выступает за сохранение антироссийских санкций. Однако после того как Сенат абсолютным большинством (98/2) принял законопроект о новых санкциях, Тиллерсон выступил против, отметив, что новые ограничения могут лишить американскую дипломатию гибкости в рамках переговоров с Кремлем. Алан Джефферс, высокопоставленный представитель ExxonMobil, отметил, что корпорация не вмешивается в санкционную политику страны, но подчеркнул, что новый законопроект может поставить ведущую американскую нефтяную компанию в невыгодное положение.
Действительно, новые санкции несут прямую угрозу интересам Exxon. В случае принятия законопроекта без всяких изменений американская корпорация не сможет осуществить два крупных проекта за пределами России, где имеется доля государственной компании «Роснефть». Первый проект – это разработка и добыча методом гидравлического разрыва пластов в бассейне штата Нью-Мексико, а второй связан с разведкой нефти в канадской провинции Альберта. В целом ухудшение отношений между Вашингтоном и Москвой наносит удар не только по энергетической сфере, но и по банковскому сектору, который обслуживает ведущие нефтяные транснациональные корпорации. В предстоящей лоббистской войне сойдутся крупнейшие группы влияния, и сложно сказать, кто выйдет из нее победителем.
Таким образом, Трамп отправляется в Гамбург в статусе президента, который не контролирует собственную администрацию, не может найти общий язык с партийными лидерами в Конгрессе и скоро окажется в эпицентре лоббистской войны между разными группами влияния. В подобных условиях ждать какого-либо серьезного прорыва в американо-российских отношениях не стоит. Напротив, резкие политические движения в сторону примирения с Москвой могут серьезно пошатнуть и без того непрочные позиции действующей администрации.