Олег Тиньков - страстный фанат велоспорта. Гонщики его команды Tinkoff, уже третьей команды бизнесмена, выиграли несколько этапов на прошедшей многодневке "Тур де Франс" и завоевали по ее итогам майки лучшего спринтера и горного короля. Но свою мечту Тиньков так и не исполнил - самую престижную велосипедную гонку в личном зачете он не выиграл. О том, как Олег Тиньков создавал свои велокоманды и почему у него не получилось выиграть "Тур де Франс", читайте в свежем выпуске Forbes. А ниже - выдержки из интервью бизнесмена, рассказывающие о его взгляде на проблемы в мировом и российском велоспорте.
О том, зачем пошел в велоспорт:
Я пошел не для того, чтобы поменять систему. Я захотел выиграть «Тур де Франс» наконец со своей командой. Первая команда у меня называлась Tinkoff Credit Systems, она была так называемого уровня континентального, то есть, это не высшая лига. Она была, так скажем, первого дивизиона. А это высший дивизион, мне всегда хотелось в него попасть. Плюс мы мечтали выиграть «Тур де Франс». В этом была идея.
О прибыли в велоспорте:
В велоспорте нет никакой прибыли у команд, они держатся только за счет рекламных контрактов. Это неправильно. Вот, соответственно, все, что на майке написано. Например, в футболе это 10%, даже 5%. В хоккее – 3%. Все настоящие лиги – баскетбольные, хоккейные, футбольные, автомобильные – они держатся за счет телевизионных прав. В велоспорте за телевизионные права команда ничего не получает. Соответственно, для того чтобы реформировать серьезным образом велоспорт, нужно создать лигу. Отдельную. Эта лига должна продать права какой-то большой телевизионной компании, например, Sky, или, я не знаю, NBC, и они должны эти деньги поделить с командами. Это если совсем просто. Сегодня никто ничего не платит командам.
О необходимых реформах:
Откуда корни идут? Европа очень социальная по своей системе. Мы жили в Советском Союзе в социализме. И когда сейчас находишься во Франции, в Италии, в Испании и так далее, это же социализм здесь. Социальное телевидение, эти первые, вторые каналы. Велоспорт показывают бесплатно по всем каналам. Соответственно, такой вот образ социального мышления, он просто проник в велоспорт и, не побоюсь этого слова, он прогнил. Все настоящие лиги – это английская футбольная, американская баскетбольная и так далее – они на капитализме держатся. Там есть права, есть атрибутика, есть брендинг, есть, соответственно, мерчандайзинг, и потом там еще спонсорство. А европейская социальная модель – она как бы вот такая. Они считают, что они должны показывать «Тур де Франс» массам. Все эти бабушки на диване должны сидеть и смотреть, итальянские и испанские. А я считаю, что они не должны смотреть. Я считаю, что должны смотреть те, кто заплатит там 30 евро в год. И эти 30 евро в итоге достанутся командам, гонщикам и так далее. Просто это социальная такая модель. Собственно, в России это тоже происходит. Хотя у нас, по-моему, особо хоккей тоже сейчас уже бесплатно не посмотришь. Все матчи точно.
О потенциале российских команд:
Представьте себе «Газпром». Огромный бренд, огромная компания, у нее огромный имидж в Европе. А у их команды результаты не самые выдающиеся. На мой взгляд, они собственными руками просто свой бренд губят. Я пытался это донести до руководства, до кого достучался. Говорю: “Вы что делаете? Дайте 3% от денег, которые вы тратите на «Зенит», и у вас будет лучшая велосипедная команда в мире. Лучшая”. Просто «Газпром» вот сегодня бы выиграл, завтра бы выиграл. Я им предлагал на базе Tinkoff сделать это. Объединиться, и я бы просто им помог. Я как энтузиаст здесь выступал. Мы бы убрали бренд, и команда называлась бы «Газпром», я бы был такой почетный председатель. Но у нас же не любят в стране каких-то ярких людей. Как бы все боятся ярких личностей. Я думаю, что там все посмотрели на это и подумали: “Да ну нахрен с этим связываться, он такой яркий, что-то он там хочет намутить”. Хотя никакой замутки в моем предложении не было, вот. Я считаю, это была гениальная идея. Сейчас вот поезд уходит, потому что мы уже команду продаем. Вы же все в России живете, я живу в России, у нас часто хорошие идеи, к сожалению, в говно превращаются.
О поиске гонщиков:
Это же такое дело, рынок, базар. Ищешь агентов, говоришь с агентами. Второй вопрос, не как их искали - это очень простая вещь, второй вопрос, почему именно их – вот здесь уже сложнее. У меня есть понимание, в отличие от многих моих коллег, с которыми меня привыкли сравнивать в России. Я понимаю велоспорт намного глубже, потому что я штудирую все протоколы, я смотрю много гонок, я смотрю записи, я много беседую со спортивными директорами. Я сам, видите, в команде по 3 недели провожу. Я, например, сейчас почему говорю что «Газпром» мог бы быть лучшей командой? Я знаю, кого надо покупать прямо сейчас. А когда человек этим не занимается, он просто не знает, кого нужно покупать. Тут не вопрос «как купить», а вопрос «кого купить». «Как купить» - это дело техники, снял телефон и все. А вот «кого купить» - тут надо посоображать. Нельзя же прямо так сказать, что вот я такой гений. Я советуюсь и со спортдиректорами, и с менеджментом команды, и мы вместе принимаем эти решения. Но, в конце концов, это мои идеи. И по цене это мое решение.
О своем успехе
Я уже похвалился, похвалюсь еще. Люди делают это десятилетиями и где-то там болтаются, а я такой - пришел, увидел, победил. И ушел, типа. Я достаточно быстро эту команду построил, она заняла высоты достаточно быстро. Это говорит, отчасти, о том, что конкуренции нет, а отчасти о том, что я все правильно сделал.
О самой запомнившейся гонке:
«Джиро» запомнилась. В этом году Саган выиграл «Тур Фландрии» очень красиво. Это моя любимая гонка, она такая гладиаторская. Мне нравятся однодневные классики, они более интересны, чем трехнедельные, потому что на них в один день все сконцентрировано, вся страсть. Поэтому, победа на «Туре Фландрии» была очень крутая в этом году. «Джиро» - тоже хорошо. Первая желтая майка в этом году на «Тур де Франсе» с Саганом запомнилась навсегда, на всю жизнь. Первая победа на «Тур де Франсе», которую Рафал Майка сделал, тоже мне запомнилась навсегда.
О том, чем замещать велоспорт после ухода
Банком. Мне банк очень нравится. У нас очень большой онлайн-банк. Мы растем, развиваемся. Плюс я понимаю, что я не ухожу навсегда. Я не хлопаю дверью и не сжигаю мосты. Отдохну два-три года и вернусь еще раз, если банк будет себя хорошо чувствовать, а я надеюсь, что мы будем зарабатывать деньги по $200-300 млн в год, у нас к тому идет. И как раз, глядишь, к тому времени и ситуация с доходами поспеет. То есть, всему свое время. Я еще, так сказать, не убираю сабли в ножны. Все-таки у меня есть мечта детства – выиграть «Тур де Франс». Подчеркиваю, что в командном зачете я уже выигрывал, но в личном. Я надеюсь, что я и выиграю. Как бы еще рано сдаваться. Просто почему бы не сделать перекур. Года через через четыре вернусь и выиграем «Тур де Франс». Подождем, пока Фрум состарится. Пока Фрум молодой, я думаю, там особо ловить нечего.
О популярности велоспорта в России
Говорят, в России велоспорт не интересен. А как он может быть интересен, если его не показывают? Я на примере своего банка вижу. В банке у меня сейчас полный хайп такой, я за четыре года человек 500 свозил на гонки. Все идут смотрят у нас в столовой телевизор, все следят, покупают майки. Это в отдельно взятом, так сказать, государстве произошла революция. На мой взгляд, если начать показывать на бесплатных каналах, а не на Евроспорте, то будет такой же бум. Кто-то будет просто смотреть красивые виды, кто-то будет там путешествовать глазами, как Сенкевич, кто-то еще что-то. Мне, кстати, написали в одном из комментариев в инстаграме: “Олег, ты понимаешь, почему не показывают велоспорт? Потому что, если они начнут показывать эти красивые голландские, бельгийские, французские, итальянские и испанские пейзажи, то люди в регионах просто озвереют, когда увидят, как люди хорошо живут, красиво, домики ровненькие и чистенькие. Будет просто революция”. Я так поржал, но, на самом деле, в этом что-то есть. Может быть, действительно, они даже на политическом уровне боятся показывать Европу вот такую - постриженную и причесанную?