К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Миллиардер с автоматом: зачем Андрей Бокарев стал совладельцем «Калашникова»

Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Планы развития знаменитого бренда спутала большая политика. Окупятся ли вложения в проект младшего бизнес-партнера Искандера Махмудова?

В мае 2014 года была завершена сделка по продаже 49% акций концерна «Калашников» совладельцу Уральской горно-металлургической компании, «Кузбассразрезугля», «Трансмашхолдинга» и «Аэроэкспресса» миллиардеру Андрею Бокареву и генеральному директору «Аэроэкспресса» Алексею Криворучко. Андрей Бокарев первым из списка Forbes стал совладельцем компании, производящей оружие под самым известным в мире оружейным брендом. Концерн «Калашников» производит 95% стрелкового оружия России.

Бокарев и Криворучко в равных долях выкупили допэмиссию акций «Калашникова» на 1,3 млрд рублей и еще 1,2 млрд рублей должны вложить в развитие концерна в ближайшие два года.

Формально это не первая попытка крупных российских предпринимателей заняться оружейным бизнесом. В 2005 году табачный магнат и владелец группы компаний «Меркурий» Игорь Кесаев купил долю в компании «ЗиД» («Завод имени Дегтярева»), производящей стрелково-пушечное вооружение. Но, во-первых, сделку он заключил скорее случайно, по просьбе руководителя «ЗиДа», чтобы спасти предприятие от враждебного поглощения. Во-вторых, известность оружия «ЗиДа» несравнима с мировой славой «Калашникова». Разработанный в 1949 году Михаилом Калашниковым автомат сейчас состоит на вооружении армий в 50 странах мира, за всю историю было выпущено 100 млн «калашниковых», в шесть раз больше, чем конкурирующей с автоматом американской винтовки М16.

 

Концерн «Калашников» был создан «Ростехом» в августе 2013 года на базе НПО «Ижмаш». Помимо автоматов различных модификаций он выпускает снайперские винтовки, пистолеты-пулеметы, спортивное и охотничье оружие, авиационные пушки и снаряды. Выручка предприятия в 2012 году составляла 1,16 млрд рублей, чистый убыток — 403 млн рублей.

Несмотря на общемировую известность оружейной марки, доля «калашниковых» российского производства на мировом рынке стрелкового оружия сократилась с 2007 года в десять раз, до 2–3%, производственные мощности в 2012 году были загружены максимум на 14%.

 

На складах Министерства обороны России скопилось 17 млн единиц стрелкового оружия, поэтому новое оружие армия не закупала.

В 2013 году выручка концерна выросла до 2,3 млрд рублей, а убыток увеличился до 1,9 млрд рублей. «Ростех» совместно с Минпромторгом разработал стратегию развития отрасли стрелкового оружия, в соответствии с ней выручка «Калашникова» должна к 2020 году вырасти до 24 млрд рублей. Для реализации этой стратегии необходимо провести капитальный ремонт и техническое перевооружение предприятия на 4 млрд рублей, из них 2,5 млрд рублей планируется привлечь от частных инвесторов. Осенью 2013 года стало известно, что этими инвесторами станут Бокарев и Криворучко. В «Ростехе» особо отмечали, что сделку одобрил Минпромторг и поддержал Владимир Путин.

Бокарев считает, что российское производство стрелкового оружия обладает огромным потенциалом, но для его реализации «нужны значительные средства и менеджерские компетенции». «Наше решение инвестировать в «Калашников» имеет в первую очередь финансовую мотивацию, — говорит Бокарев. — Мы уже обладаем опытом создания финансово успешных предприятий в области наукоемкого машиностроения и готовы применить эти компетенции в развитии концерна «Калашников». Его партнер Криворучко прогнозирует, что инвестиции окупятся в течение пяти лет.

 

Для Бокарева оружейный проект стал первым самостоятельным бизнесом, ведь с конца 1990-х он является младшим партнером Искандера Махмудова практически во всех его проектах.

С военно-промышленным комплексом сотрудничает одно из предприятий партнеров «Трансмашхолдинг», выпускающий самоходные шасси для комплексов ПВО «Бук», «Тор» и «Тунгуска», дизельные двигатели для подводных лодок, железнодорожные платформы для передвижных ракетных комплексов и контейнеры для ракет.

«Помимо инвестиций особенно важным является привлечение рыночных компетенций инвесторов вкупе с их ответственным отношением к получаемым активам», — отметил глава «Ростеха» Сергей Чемезов, комментируя продажу 49% «Калашникова» Бокареву и Криворучко.

В начале 2014 года Криворучко был назначен генеральным директором концерна. Выручка компании по итогам 2014 года оценивается в 9 млрд рублей, за первое полугодие было выпущено 60 000 единиц стрелкового оружия, в два раза больше, чем за аналогичный период годом ранее. В ближайшие три года на «Калашникове» планируют довести годовой объем выпуска до 300 000 единиц.

В планы владельцев «Калашникова» в 2014 году вмешалась большая политика.

 

В июле Минфин США, а в сентябре Евросоюз внесли концерн «Калашников» в санкционный список. На США приходится до 90% экспорта гражданского стрелкового оружия концерна, в начале 2014 года было заключено пятилетнее соглашение о поставках продукции «Калашникова» в Северную Америку — от 80 000 до 200 000 единиц стрелкового оружия в год.  Возможно, частично возместить потерю концерну удастся за счет тендера Минобороны России на поставку нового автомата АК-12. Армейский заказ увеличит производство на 50 000 единиц стрелкового оружия в год.

Возможно, «Калашникову» удастся вернуться на североамериканский рынок, если «Ростех» уступит Бокареву и Криворучко контрольный пакет концерна, ведь пока санкции вводились только в отношении госпредприятий. Пример уже есть. В конце сентября 2014 года стало известно, что «Ростех» решил продать Бокареву 74,9%  акций Ижевского механического завода («Ижмех»), производящего спортивные и охотничьи ружья, боевые и спортивные пистолеты (в том числе пистолеты Макарова и пистолеты Ярыгина). «Ростех» таким образом страхует «Ижмех» от возможного внесения предприятия в санкционные списки Евросоюза и США.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+