Суперъяхты из «старых калош»: лодки богатейших людей мира, переделанные из военных кораблей и гражданских судов
Яхтенный брокер Burges выставил на продажу 70-метровую яхту Olivia, принадлежащую израильскому миллиардеру Эялю Оферу. Офер сделал Olivia из советского судна-шпиона и теперь продает лодку за $24 млн.
Olivia была построена на финской верфи в 1972 году по заказу СССР и носила имя «Валериан Альбанов» в честь штурмана, принимавшего участие в полярной экспедиции на шхуне «Святая Анна» в 1912–1914 годах. В составе советского ВМФ «Валериан Альбанов» выслеживал вражеские подводные лодки в северных морях. В 1999 году судно продали в Норвегию, где его переименовали и переоборудовали для круизных рейсов в арктических районах, а в 2010 году его владельцем стал Эяль Офер, который и превратил бывший советский корабль-шпион в яхту Olivia.
По словам брокера компании Imperial Yachts Александра Каева, на такие проекты решаются настоящие мечтатели-энтузиасты, готовые потратить ощутимую сумму и немало времени на осуществление мечты. «В такой яхте должно быть что-то особенное, — говорит он. — Например, Olivia 39 лет работала как гидрографическое судно в cоветском флоте, она обладает отличной мореходностью и автономностью. У нее до сих пор достаточно классический дизайн, который не нужно было существенно модернизировать. Более того, подобные гражданские или военные суда, как правило, обладают рядом неоспоримых преимуществ». Бывший «Валериан Альбанов» имеет ледовый класс, на нем можно ходить по северным морям, он устойчив к штормам, дальность хода судна достигает 15 000 морских миль. Это достаточно редкие качества, строить такое судно с нуля — очень дорогостоящая затея, считает Александр Каев. Например, в свою яхту ледового класса La Datcha (77 м), которую спустили на воду 3 июля 2020 года, Олег Тиньков вложил $100 млн. При этом его судно может ходить на расстояние «всего» 6000 миль. Владелец Olivia в 2020 году построил для себя новое экспедиционное судно (88 м), стоимость его оценивается в $200 млн.
По мнению яхтенного брокера Ирины Ивановой, суперъяхты из старых судов, будь то гражданских или военных, переделывают нечасто. По ее словам, идея перестройки из старого в новое в основном сопряжена с недостатком бюджета на строительство судна с нуля, поскольку затраты на так называемые conversion boats много ниже и часто сроки переделки меньше. «Можно подобрать в качестве судна-донора хороший стальной корпус большого размера, который может стоить от €2–5 млн (50 м) до €10–15 млн (90–100 м), — рассказывает она. — Выбрать верфь для перестройки тоже в принципе не очень сложно. Некоторые верфи открыли специальные подразделения по рефиту и conversion».
В старое судно вносят современную инженерию, электронику, радиолокационное и спутниковое оборудование, делают новый интерьер и, если потребуется, восстанавливают корпус. В результате рождаются шедевры для настоящих ценителей. Какие — в фотогалерее Forbes.