К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Forbes Club провел встречу с ​Андреем Шароновым

Forbes Club провел встречу с ​Андреем Шароновым
17 мая 2017 года прошла закрытая встреча с ​президент​ом​ Московской школы управления «Сколково»​

В отеле St. Regis Москва Никольская ​17 мая 2017 года состоялась встреча Forbes Club с ​Андреем Шароновым ​— ​президент​ом​ Московской школы управления «Сколково»​.

Ниже приведены шесть ключевых высказываний спикера о бизнес-образовании, комплексе самозванца и московской реновации.

Зачем нужно бизнес-образование

 

«Мы живем в фантастически быстро меняющемся мире, в котором невозможно не только процветать, но даже адаптироваться к изменениям, если ты постоянно не учишься чему-то новому. Справедливости ради нужно сказать, что обучение — это не обязательно сидение за партой. Мы обучаемся, рефлексируя по поводу нашего  собственного опыта.

С середины восемнадцатого века профессии наследовались потомками, то есть люди поколениями жили в одной и той же модальности с примерно сопоставимыми навыками. Сейчас человек в среднем восемь раз за жизнь меняет виды деятельности.

 

Мои бабушка и дедушка были неграмотными, дедушка умел читать по слогам, а бабушка ставить подпись. Только один из их сыновей получил высшее образование –  это был мой дядя. О нем говорили: «Вот он выучился на кого-то». Сегодня невозможно «на кого-то» выучиться. Это бессмысленно, поскольку все так быстро меняется, и мы должны тоже быстро меняться, чтобы соответствовать требованиям.

И бизнес-школа – это один из видов образования для взрослых, но очень концентрированного. Как показывает практика англо-саксонских стран, бизнес-школа хорошо подходит и чиновникам тоже. Я учился в Англии и Германии в школах для государственных служащих и заметил, что в немецкой культуре есть разделение: чиновники учатся в одних школах, а бизнесмены – преимущественно в бизнес-школах.

В Великобритании Маргарет Тэтчер в какой-то момент приватизировала Civil Service College, где учились чиновники. И тогда школе пришлось встать в очередь на конкурсы, чтобы получать право обучать не только чиновников, но и менеджеров и предпринимателей. Что важно, учили их примерно одному и тому же — возможно, именно поэтому диалог между чиновниками и предпринимателями там проходит чуть легче, чем в странах с другой культурой, в том числе и в России».

 

О комплексе самозванца и карьере

«Мою карьеру можно разделить на две части. В начале почти все в моем окружении были старше меня, что заставляло испытывать комплекс самозванца.

Я очень рано стал депутатом, успел поработать даже в ЦК комсомола. Почти случайно я стал замминистра экономики, будучи сильно моложе всех моих коллег. Мне постоянно указывали на то, что мне не хватает стажа или образования, одним словом — регалий. И, конечно, приходилось вести определенную борьбу (прежде всего с самим собой) — пусть сейчас ты самозванец, но ты адекватен ситуации и ожиданиям, а через некоторое время предложишь нечто новое, что докажет, насколько ты ценный человек для этой компании.

А вторая половина жизни началась недавно, когда я понял, что стал старше окружающих меня людей. Думаю, я впервые это почувствовал в 43 года, когда уже работал в «Тройке Диалог». Как с этим жить? Я пытаюсь не доминировать, не подчеркивать возраст, статус, чтобы не демотивировать окружение.

Вообще мне больше нравятся плоские организации, где расстояние от начальника до самого низшего должностного лица совсем небольшое. Конечно, для крупных организаций это невозможно, но для небольших — вполне работающая структура. Такой метод управления создает комфортную среду, которая раскрепощает людей, в ней они раскрываются лучше, чем в вертикальных иерархичных организациях. И в этом смысле у меня уже нет комплексов».

 

Об отношении к предпринимателям в России

«Общество в России не доверяет бизнесменам, у нас вообще не связывают появление общественного блага с предпринимателями. Иногда возникает ощущение, что люди живут в модели, при которой блага и ценности образуются от государства, а не от совокупности капитала и наемного труда, как это, в общем-то, происходит на самом деле.

В рыночных экономиках, к сожалению, предприниматели давали немало поводов считать себя своего рода хищниками. И с этим спорить сложно, так часто бывает, но тут общественные и государственные институты должны выстраивать определенные защитные барьеры.

Мне кажется, что подобная ситуация — это детская болезнь, которую мы переживаем как общество, которое исторически недавно к этому подошло. Возможно, правительству стоит занять проактивную позицию в отношении популяризации предпринимательства как общественно полезного, а не вредного  вида деятельности».

 

Решить проблему одним махом

«Я точно не являюсь экспертом в этом вопросе и вполне искренне об этом говорю. Но на один аспект обращу внимание. Мне кажется, что в истории с реновацией мэрией двигают вполне рациональные соображения. Городские власти поняли, что есть шанс решить одним махом вопрос, что делать с жильем, которое в ближайшие 20 лет будет переходить в разряд ветхого или аварийного. Мне кажется, сегодня мы видим попытку решить этот вопрос разом и «квадратно-гнездовым» способом.

Проблема в том, что люди уже не хотят решения проблем именно таким способом. Можно, конечно, считать, что они капризничают, но скорее прошло уже то время, когда можно было большинством перебивать меньшинство.

Ситуация напоминает о пословице «лес рубят, щепки летят». В таких случаях всегда возникает большое количество издержек, недовольных, которые «мешают» реализовать амбициозные планы. Подобные вещи, наверное, можно пока делать в Китае. Такие вещи можно было делать в Советском Союзе. Но такие вещи сложно делать в ситуации, когда мы сами в течение долгого времени говорили о презумпции права собственности».

 

Трущобы: переселять или не переселять

«Я достаточно новый человек в урбанистике: когда только пришел работать в мэрию, то старался максимально погрузиться в эту тему — читать книги, участвовать в международных конференциях. Тогда я познакомился с блестящей книгой, которую написала Джейн Джекобс, — «Жизнь и смерть больших американских городов». В Америке эта книга считается урбанистической библией.

Джекобс пишет, что одним из самых больших заблуждений городских властей Нью-Йорка было постоянное расселение трущоб. Это приводило к тому, что люди в трущобах никогда не укоренялись и чувствовали себя временными гостями. Вели они себя тоже соответствующим образом – не как хозяева, а как пересыльные, со всеми вытекающими последствиями с точки зрения отношения к этой территории, этим домам и друг к другу.

Джекобс говорит: остановитесь, перестаньте переселять. Просто чуть-чуть понаблюдайте, чуть-чуть поддержите. Что тогда начнется? Чуть более успешные и богатые начнут укрупнять жилье, выкупая его у менее успешных. Люди, которые будут вкладывать свои деньги, чтобы увеличить свои площади, начнут следить за территорией вокруг. И трущобы постепенно станут нормальными районами.

 

Это совсем не параллельные истории с проектом реновации. Но подобный ход мыслей мне очень нравится».

Бремя собственности

«И еще один момент, который связан с квартирным вопросом, который, как известно, всех в нашей стране испортил. Мне кажется, что нам надо найти какую-то возможность (и это связано с темой доверия общества к государству) чуть более честно говорить друг с другом. У нас переходная экономика, в которой уживаются и социализм, и капитализм. И в жилищном вопросе, и в вопросах капитального ремонта, предоставления жилья остается еще очень много от социализма. На который, кстати, у нас уже нет денег.

Так вот — мы все говорим, что у нас нет денег. Но при этом мы не говорим, что готовы пересмотреть базовые правила. А по логике, власти должны постепенно приучать людей к тому, что они отвечают за свое жилье. В этой связи мне очень нравится аналогия квартиры и автомобиля. Когда люди говорят: «Государство обязано капитально ремонтировать мою квартиру», — то мне сразу хочется через запятую поставить: «А еще мой автомобиль».

 

Чем в принципе отличается квартира от автомобиля? Если я требую от государства и других налогоплательщиков оплатить ремонт моего жилья, то почему бы мне не попросить существенно меньшую сумму и отремонтировать мой автомобиль? Но такая постановка вопроса покажется просто абсурдной, между тем требования, чтобы  государство отремонтировало жилье, звучат достаточно часто.

И в этом смысле дискуссия о реновации полезна. Нам нужен этот разговор, люди должны почувствовать реальное бремя собственности. Бремя собственности — это важнейшая рыночная категория. Люди, которые чем-то обладают, должны видеть не только выгоду, но и понимать, сколько стоит обслуживать эту собственность, сколько составляют платежи и налоги за нее. Это обязательства любого частного собственника. Пока же ситуация с собственностью на жилье у нас противоречит рыночной логике: все хотят пользоваться благами собственности, а бремя обладания возложить на других. И, к сожалению, нам пока не хватает духа начать честно об этом говорить».

Мероприятие прошло при поддержке​ автомобильн​ого партнер​а​ Cadillac и отел​я St. Regis Москва Никольская.

Олега Жирова для Forbes

Главный редактор Forbes Николай Усков и президент​​ Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов.

Олега Жирова для Forbes

Гости Клуба Forbes.

Олега Жирова для Forbes

Максим Свято (Cadillac Россия).

Олега Жирова для Forbes

Александр Левковский (СМП Банк) и Александр Федотов.

Олега Жирова для Forbes

Владимир Залужский (Северсталь), Уилл Андрич (Astor Capital Group), Андрей Шаронов, Ия Кузьменко (Московский урбанистический форум).

Олега Жирова для Forbes

Президент​​ Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов.

Олега Жирова для Forbes

Уилл Андрич (Astor Capital Group).

Олега Жирова для Forbes

Ольга Подойницына (ВТБ Капитал).

Олега Жирова для Forbes

Мария Салина (ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Олега Жирова для Forbes

Дмитрий Курбатский (Дмитрий Донской ФГ).

Ольги Клименко для Forbes

Андрей Шаронов, Марат Гуриев (Samsung Electronics).

Олега Жирова для Forbes

Елена Комиссарова (БЭЛ Девелопмент), Екатерина Малыгина (PwC) и Анастасия Осипов (Deloitte).

Олега Жирова для Forbes

Ханс де Виссер (BMW).

Олега Жирова для Forbes

Виктория Ванурина (ВТБ), Ольга Подойницына (ВТБ Капитал).

Олега Жирова для Forbes

Николай Усков и Владимир Залужский (Северсталь).

Олега Жирова для Forbes

Артем Гопка и Елена Исханова (ATEM Capital).

Олега Жирова для Forbes

Михаил Смирнов (Башная Федерация).

Ольги Клименко для Forbes

Игорь Андрющенко и Артем Кулик (ВТБ).

Ольги Клименко для Forbes

Андрей Шаронов (Сколково).

Олега Жирова для Forbes

Главный редактор Forbes Николай Усков и президент​​ Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов.

Олега Жирова для Forbes

Елена Шифрина (Bite).

Олега Жирова для Forbes

Василий Борисов и Марианна Максимовская.

Олега Жирова для Forbes

Владимир Бершадер (Alexander Dobrovinsky & Partners ) и Светлана Калашникова (Института проблем современного искусства).

Олега Жирова для Forbes

Александр Плигин (INVASTA CAPITAL) и Владимир Коновалов («Роснано»).

Ольги Клименко для Forbes

Андрей Шаронов (Сколково).

Ольги Клименко для Forbes

Александр Федотов (ACMG), Сергей Моисеев (Союз издателей ГИПП).

Олега Жирова для Forbes

Елена Комиссарова (БЭЛ Девелопмент) и Ирина Жарова-Райт (Sesegar).

Олега Жирова для Forbes

Артем Кулик (ВТБ) и Виталий Корзун (Алиби).

Олега Жирова для Forbes

Мария Косарева (Cadillac Россия).

Олега Жирова для Forbes

Ольга Филиппенкова (Роза Хутор).

Ольги Клименко для Forbes

Андрей Шаронов (Сколково).

Олега Жирова для Forbes

Владимир Залужский (Северсталь).

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

10.05.2025