Торговые роботы и производные инструменты, кажется, давно превратили публичный фондовый рынок в высокотехнологичное казино. Стоимость акций больше зависит от поведения спекулянтов, чем от фундаментальных показателей деятельности компании. Самое время обратить внимание на менее ликвидные акции, новые альтернативные площадки, куда спекулянты доберутся еще не скоро.
Именно эту нишу сегодня пытается занять инвестгруппа «Русские фонды», которая запустила интернет-площадку по торговле акциями непубличных компаний, не допущенных к торговле на биржах, — проект SecondShares.ru. С его помощью все желающие могут купить или продать ценные бумаги. «Вы не найдете это на бирже» — слоган нового проекта.
Пока в магазине SecondShares.ru можно приобрести пакеты акций 14 компаний. Например, 10% акций «Магазина горящих путевок», которые продаются за 62 млн рублей. Его контрольный пакет принадлежит, кстати, «Русским фондам». Что еще? 25% компании «Русский осетр» за 125 млн рублей, 10% акций магазина одежды для полных «Три толстяка» за 46,5 млн рублей.
Три заявки на продажу из 14 выставлено «Русскими фондами». В дальнейшем количество заявок должно расти, надеются в компании. Такие услуги будут востребованы, уверен председатель совета директоров «Русские фонды» Сергей Васильев, через год на SecondShares будут торговаться акции около 100 компаний, объем сделок составит около $100-200 млн в год.
Чтобы купить акции, необходимо зарегистрироваться на сайте, выбрать интересующую заявку и нажать клавишу «Проявить интерес». Все дальнейшее оформление сделки происходит как обычно при покупке акций вне биржи. Покупателю придется вести ее самостоятельно или отправиться к брокеру. Входящая в ИГ «Русские фонды» брокерская компания «ITInvest — Проспект» готова оформить все документы и перевести акции на ваше имя в депозитарии. За размещение заявок и контакты покупателя с продавцом SecondShares денег не берет, а оформление сделки через брокера обойдется в 3%.
Идея создания такой интернет-площадки не нова. В 2004 году в Америке была запущена внебиржевая площадка Secondmarket. Этой осенью 8% ее акций за $13 млн приобрел фонд, одним из партнером которого является Юрий Мильнер. Сейчас эта интернет-биржа объединяет более 53 000 участников, среди которых управляющие компании, хедж-фонды и фонды прямых инвестиций. Оборот 2010 года — $408 млн. Именно здесь торгуются акции Facebook, и котировки являются индикатором для определения стоимости соцсети.
По сути, Secondmarket — это обычная доска объявлений. Покупатель и продавец находят друг друга на сайте, и только потом к сделке подключаются брокеры и банк-партнер. Зарабатывает Secondmarket на комиссионных сборах, которые, кстати, не маленькие — 2-5% от стоимости сделки. К этому еще нужно добавить фиксированный сбор за услуги банка-посредника — $1500 для обеих сторон.
Аналогом этой компании в России можно считать созданную в 2001 году систему индикативных котировок РТС PTS Board, которая, впрочем, предназначена скорее для квалифицированных, чем для частных инвесторов.
Кроме того, похожий проект собиралась запускать команда менеджеров из БКС. Еще в начале года они представили стартап SmartMarket, который пока не начал работу. Автор проекта Владислав Солодкий сравнивает его с eBay (крупнейший интернет-аукцион и магазин. — Forbes) для акционеров и говорит, что его магазин будет удобнее площадки «Русских фондов». «У нас продать или купить акции можно будет, сидя за своим компьютером. Не надо идти к брокеру и заключать договоры», — рассказывает Владислав Солодкий. Он считает, что в 2013 году их биржа будет генерировать $3,3 млн выручки и стоить $11,5 млн.
Известный венчурный инвестор и основатель «Групон Россия» Елена Масолова, которая оценивала SmartMarket Солодкого, говорит, что еще месяц назад думала, что готова инвестировать в этот проект. Сегодня она считает иначе. По ее мнению, в рунете всего с десяток зрелых проектов, которые могли бы торговаться на такой бирже. Кроме того, есть сложности с оценкой акций, продаваемых на площадках. «Площадка должна выступать гарантом всех сделок. Сейчас пока доверия к ресурсу нет», — заключает Масолова.
Председатель правления инвестиционного холдинга «Финам» Владислав Кочетков считает, что шансы на успешную реализацию таких проектов в ближайшие три года близки к нулю. Непубличные компании, как правило, не раскрывают свои финансовые показатели, и фактически инвесторам будут предлагать кота в мешке. «Кроме того, у нас слабо защищены права миноритарных акционеров. Их пакет всегда могут размыть до 0% держатели крупных пакетов», — говорит Кочетков. В результате системой не будут пользоваться крупные инвесторы и услуги площадок не будут востребованы.