Кто пойдет на выборы — Путин или Медведев — излюбленная тема не только журналистов, но и портфельных инвесторов, инвестбанкиров и многих других людей, не чуждых светской жизни и фондового рынка. Но какую выгоду можно извлечь из этих досужих разговоров, особенно если вы не олигарх и не привыкли решать вопросы с одним из дуумвиров напрямую? И можно ли приумножить капитал благодаря собственной интуиции, которая подсказывает вам, что один, а не другой кандидат станет следующим президентом?
Оказывается, можно не просто делиться своими домыслами с приятелем за ланчем, но и зарабатывать на них. Например, если бы вы заранее знали, что премьер-министр Владимир Путин пошлет доктора к владельцу «Мечела» Игорю Зюзину в июле 2008 года, наверняка продали бы акции «Мечела», ведь за пару часов они рухнули более чем на 30%. Разумеется, заранее предугадать, как Путин обойдется с «Мечелом», почти невозможно, разве что с премьер-министром вас связывает крепкая дружба. Но многие политические события вполне предсказуемы.
На фондовом рынке США, например, существует закономерность: акции растут ближе к президентским выборам. Это происходит благодаря популистским мерам по поддержке бизнеса, а затем, после избрания нового президента, рынок снижается. Профессор Университета Амстердама Роман Кройсл в своем исследовании 2009 года анализировал доходность компаний из S&P 500 на четырехлетних президентских циклах. Во второй половине президентского срока они росли на 15%, против падения на 3% в первые два года после выборов.
В случае победы кандидата от демократической партии корпорации ожидали большего вмешательства в их деятельность, росли риски бизнеса и доходность инвестиций. Ричард Пол Грегори из Университета Восточного Теннеси в своей работе, исследующей зависимость доходов корпораций от политических циклов, доказывает, что акции большинства отраслей, особенно энергетической и телекоммуникационной, при демократах растут быстрее.
В России зависимость фондовых индексов от президентских выборов не столь очевидна. Например, во время предвыборной гонки 1996 года, которую выиграл Борис Ельцин, индекс РТС вырос на 150% (до 228 пунктов). Выборы 2000 года принесли инвесторам 200% прибыли, а в период предвыборной кампании 2004-го акции выросли всего на 50%. Ралли объяснялось тем, что ближе к дню голосования у инвесторов, в том числе западных фондов, появлялась уверенность в будущей экономической политике России и сохранении курса. После выборов всегда следовала коррекция.
Выборы 2008 года, когда президентом стал Дмитрий Медведев, на рынке не отразились. Ралли не было, индекс РТС за время предвыборной кампании упал на 15%. Возможно, причина в набиравшем обороты финансовом кризисе в США, а возможно — в отсутствии какой-либо неопределенности относительно результатов выборов и будущего политического и экономического курса страны. В следующем году, если в выборах будут участвовать действующий президент Дмитрий Медведев и председатель правительства Владимир Путин, неопределенности тоже не будет.
Финансистам приходится изобретать другие способы заработать на политических рисках. Оригинальную стратегию предложили аналитики российского офиса «Юникредит Секьюритиз» Дэниел Солтер и Владимир Кузнецов, составившие «олигарх-map» — своеобразную диаграмму, показывающую уровень близости к власти крупных российских компаний. Ядро приближенных к российскому руководству бизнесменов составляют семь человек — Юрий Ковальчук, Геннадий Тимченко, братья Аркадий и Борис Ротенберги, Сулейман Керимов, Владимир Евтушенков и Алишер Усманов.
Степень близости к власти российских предпринимателей эксперты «Юникредит Секьюритиз» предлагают использовать при оценке перспектив их компаний. Чем ближе олигарх к руководству страны, тем быстрее может расти его бизнес. Создатели «олигарх-map» говорят, что всего лишь структурировали публично доступную информацию о крупных бизнесменах. «Наша стратегия — вариант более циничного подхода к инвестированию, — поясняет Кузнецов. — Во главу угла ставятся нестандартные показатели. Нам важно было показать, что на бизнес в России влияют не только экономические, но и политические факторы».
Похожую идею — сыграть на президентском ралли и одновременно на близости отдельных компаний к возможным кандидатам в президенты — пытается реализовать компания «Арбат Капитал». В июле 2011 года она ждет регистрации хедж-фонда The New Kremlin Fund, инвестирующего в акции развивающихся рынков. Основной объект инвестиций — акции компаний, которые в результате выборов могут получить преимущества. Управляющая фондом, выходец из «Юникредит Секьюритиз» Юлия Бушуева советует, например, в случае победы Путина покупать акции «Новатэка» и «СТС Медиа». В обоих случаях это ставка на хорошие личные отношения владельцев компаний Геннадия Тимченко и Юрия Ковальчука с премьер-министром. В случае победы Путина на президентских выборах эти компании как минимум не проиграют.
The New Kremlin Fund от «Арбат Капитала» — сугубо российское изобретение. Ни в США, ни в Европе не сформировали ни одного хедж-фонда, зарабатывающего исключительно на политических событиях. «Нельзя зарабатывать только на выборах, — считает руководитель департамента по управлению активами ИК «Третий Рим» Александр Варюшкин. — Влияние политических рисков на денежные потоки, генерируемые той или иной компанией, слишком сложно просчитать».
«У нас в стране очень многое зависит от политики. Поэтому инвестировать только на основании фундаментального анализа не получится — нужно обязательно смотреть на связи владельцев бизнеса с руководством страны», — говорит Бушуева. Объем предварительных заявок на участие в фонде составляет $50 млн. Фонд может инвестировать не только в российские бумаги, но и в акции других развивающихся стран, рассказывает она: «Если риски в России станут слишком высоки, мы можем быстро переложиться в бумаги, например, Бразилии или Турции». В этих странах президентов тоже выбирают.
Рисунок: Сергея Гавриша для Forbes