Жители России путешествуют редко и с риском для жизни. В среднем они преодолевают 6300 км в год, что в три-пять раз меньше, чем в развитых странах. При этом средства транспорта и инфраструктура изношены на 32,2% (наибольший износ — 50% — у воздушного транспорта). Так обстоят дела в транспортной отрасли, доля которой в структуре ВВП составляет около 10%.
Отрасль ждет инвестиций. В этом году из федерального бюджета планировалось выделить около 540 млрд рублей на строительство автомобильных дорог. ОАО «РЖД» в 2011 году инвестирует в обновление инфраструктуры около 350 млрд рублей. Инвестиционная программа «дочки» РЖД, «Трансконтейнера», на 2010–2012 годы — 15,7 млрд рублей.
В прошлом году грузооборот в России увеличился почти на 6,9%, а пассажирооборот — на 5,3%. Наилучшие показатели — в секторе железнодорожных (+8,8%) и авиаперевозок (+26,2%). Это долгосрочный тренд, считает аналитик «Уралсиб Кэпитал» Анна Куприянова. Транспортная отрасль сильно зависит от экономической ситуации. Сейчас она благоприятна: растут реальные доходы населения (люди больше тратят на поездки), увеличивается объем экспорта и импорта (и число заказов у грузоперевозчиков).
В отрасли всего восемь компаний, акции которых находятся в свободном обращении. Их могло бы быть больше — в конце мая инвесторы с интересом ожидали IPO аэропорта Домодедово, которое было отложено. Поэтому пока наиболее привлекательны акции «Аэрофлота».
Компания опубликовала хорошие результаты за 2010 год: выручка выросла за год на 29%, EBITDA — на 58%, чистая прибыль — более чем в три раза. Компания подтвердила прогнозы по росту пассажирооборота на 23% в 2011 году. К концу года акции компании могут подорожать на 40–50%, считает Куприянова.
Повод для покупки
Инвесторам стоит обратить внимание на Новороссийский морской торговый порт (НМТП). Осенью прошлого года государственная «Транснефть» и «Сумма Капитал» за $2,5 млрд выкупили 50,1% НМТП у Александра Пономаренко, Александра Скоробогатько и Аркадия Ротенберга.
Инвесторы негативно отреагировали на это событие — акции порта за последние 12 месяцев упали на 32%. Поэтому сегодня, на наш взгляд, акции этой компании обладают значительным потенциалом роста.
Компания продолжает генерировать большой денежный поток, однако по мультипликаторам 2011 года EV/EBITDA и P/E порт стоит на 40–60% дешевле мировых аналогов.
И наконец, значительную долю EBITDA порта составляли доходы от экспорта зерна, запрет на который был введен в прошлом году государством. С 1 июля 2011 года экспорт зерна возобновится, что увеличит выручку компании примерно на $60–80 млн в год.
— Михаил Ганелин, аналитик «Тройки Диалог»
Фото: Photoxpress