Рынок розничной торговли в России далек от насыщения. Например, по данным компании Euromonitor International, специализирующейся на маркетинговых исследованиях, доля магазинов современного формата (гипер-, супер- и мини-маркетов) в розничной торговле продуктами питания составляет 34%, в то время как в среднем в мире — 74%. Торговые сети в общем объеме розницы (14,7 трлн рублей за январь — ноябрь 2010 года) занимают всего 15%.
У российских сетевых ритейлеров прекрасные возможности для развития. «В то время как экономика растет на 4–5% в год в реальном выражении, объемы розничной торговли увеличиваются на 10% в год, а выручка торговых сетей, чьи акции обращаются на рынке, — на 30%», — замечает аналитик «Тройки Диалог» Михаил Красноперов.
В 2010 году эта отрасль принесла инвесторам самый большой доход. Индекс «ММВБ потребительский сектор» вырос на 74% (на втором месте металлургия, рост на 39%).
Сегодня фаворитом большинства аналитиков являются акции «Магнита», которые переоценены по сравнению с бумагами других ритейлеров. Наибольший потенциал роста среди крупнейших публичных компаний у ценных бумаг «Дикси». Эта компания-дискаунтер, торгующая продуктами питания, была основана в Санкт-Петербурге и открыла свой первый магазин в Москве в 1999 году. Ее коэффициент EV/EBITDA 8,2 — один из самых низких, на чем и основаны ожидания роста.
У компании большие планы на 2011 год. В прошлом октябре «Дикси» открыла 600-й магазин, а в 2011 году обещает открыть еще 150. В 2010 году выручка компании увеличилась на 24%, а в этом ожидается прирост на 30% — до 85,5 млрд рублей. Но самый главный фактор — повышение рентабельности бизнеса. Пока она ниже среднего: рентабельность компании по EBITDA в 2010 году составит 5,8%. По мнению Натальи Загвоздиной, аналитика «Ренессанс Капитала», в этом году компания может приблизиться к среднеотраслевым показателям рентабельности 8–8,5%.
Мнение аналитика ИФК «Метрополь» Татьяны Бобровской:
Акциям российских розничных сетей смело можно присудить звание лучших инвестиций 2010 года. Интерес к ним и сейчас высок — сети торгуются со средним показателем P/E (прогноз на 2011 год) 35,6 против 27,4 и 16,7 для ритейлеров развивающихся и развитых стран соответственно. Основным локомотивом роста стали темпы расширения сетей. Безусловный лидер — «Магнит», открывший 827 новых магазинов в 2010 году и увеличивший свою сеть до 4055 точек продаж. Котировки его акций на ММВБ за прошедший год выросли на 85%. $1,5 млрд, вложенных в развитие «Магнита», позволят инвесторам заработать на его акциях и в 2011 году. На неоправданно низких уровнях торгуются акции X5 Retail Group, более чем с 23%-ным дисконтом к акциям «Магнита» и 17%-ным дисконтом к бумагам сети «O’Key» по показателю EV/EBITDA. С позиции соотношения цены акций, их ликвидности, операционных рисков и потенциала роста я считаю GDR Х5 самыми привлекательными для инвестиций среди акций российских ритейлеров.