Возраст: 34 года
Объем портфеля: $350 000
Доходность с ноября 2008 года: 6%
В окруженный джунглями городок Сан-Карлос в Никарагуа Александр Лапшин целый час добирался из Коста-Рики на лодке. Оказавшись наконец в сколоченном из досок отеле, Лапшин с удивлением обнаружил Wi-Fi. Он попытался выйти на связь с брокером и купить акции «Газпрома». Дело было в марте 2009 года, и Лапшин полагал, что бумаги должны сильно вырасти. В момент отправления заявки связь прервалась.
Следующие несколько дней Лапшин провел в нервотрепке, пока не добрался до интернет-кафе. «Это еще ничего, — вспоминает инвестор. — В Иране я остался без связи на целых две недели, а на Мадейре после недавнего урагана — на неделю», — вспоминает Лапшин. Всего с начала кризиса он объездил 48 стран. Путешествует Лапшин на деньги, которые смог заработать благодаря удачным инвестициям.
В августе 2008 года, за месяц до кризиса он продал двухкомнатную квартиру в Москве, а затем вложил все деньги в акции и отправился в дорогу. Решиться на это ему было проще, чем другим: у Лапшина нет ни семьи, ни детей, и московская квартира по сути была для него лишь вложением денег. Сам он всегда предпочитал снимать жилье и путешествовать, надолго нигде не задерживаясь.
Лапшин родился в Екатеринбурге, в 13-летнем возрасте родители отправили его учиться в Израиль к родственникам. Там он окончил школу, учился бизнесу, но в 2002-м, посчитав, что в России сможет заработать больше, вернулся домой. Имевшихся у него $20 000 хватило на покупку квартиры в Екатеринбурге. Лапшин оценил низкие цены на недвижимость, взял в Израиле кредит под 3,5% годовых (в России ставки в тот момент превышали 20%) и купил еще одну квартиру. Продав всю свою недвижимость в 2006 году и расплатившись с банками, он получил на руки более $100 000.
Тогда он и начал инвестировать в фондовый рынок. Раздумывая, куда вложить свободные деньги, он спросил совета у одного из своих близких друзей. Тот занимал хороший пост в «Газпроме» и порекомендовал ему на все деньги купить акции газовой монополии. Лапшин воспользовался советом лишь отчасти: на $50 000 он купил квартиру в Москве, а на оставшиеся $50 000 — ценные бумаги. С апреля 2006 года по май 2008-го рынок вырос на 64%. А Лапшин заработал больше 70%, покупая и продавая акции не только «Газпрома», но и «Лукойла» и «Норильского никеля». «Никакой инсайдерской информации, — подчеркивает Лапшин. — Если бы она была, я бы, согласитесь, заработал все 150%».
Летом 2008 года, увидев снижение американского индекса S&P 500 на 10% за месяц, Лапшин предположил, что падение продолжится и затронет рынок недвижимости. Квартира и акции были немедленно проданы. Хотя Лапшин и встретил кризис в кэше, он не знал, когда именно рынок достигнет дна. В начале октября 2008 года, когда акции «Газпрома» торговались по 194 рубля, Лапшин решил, что время пришло, и вложил в эти бумаги 40% сбережений. «Через день я собирался увеличить долю еще, но заболел, к тому же остался без интернета», — рассказывает он. К моменту выздоровления, через неделю «Газпром» стоил уже 140 рублей. Еще через месяц Лапшин вновь решил, что дно уже близко, и вложил еще 40% портфеля в акции «Газпрома», которые на тот момент стоили 117 рублей. Он несильно прогадал — минимальная цена бумаг была 84 рубля. С тех пор Лапшин уже несколько раз выходил в деньги и снова покупал акции.
Лапшин не окончил трейдерские курсы, не нанял консультанта по инвестициям и инвестирует в основном в «Газпром». Чем он собирается заниматься дальше? Прежде всего, определиться с местом жительства и обзавестись семьей. Если средства позволят, он хотел бы осесть в Америке или Израиле. Если нет — в России, где жизнь дешевле. Выбор места зависит от успехов на фондовом рынке.