«Я не ожидаю в России ни «второй волны», ни второго кризиса»
Управляющий директор Templeton Asset Management Марк Мобиус считается одним из ведущих специалистов по инвестициям в развивающиеся рынки. Будущий гуру пришел в Templeton в 1987 году. Тогда под его управлением находилось $100 млн активов, теперь – около $30 млрд. Templeton Asset Management по-прежнему инвестирует только в emerging markets и в качестве специализированного подразделения входит в американскую группу Franklin Resources, под управлением которой находится более $500 млрд. В свои 73 года Мобиус перемещается по миру с такой скоростью, что договориться с ним о встрече практически невозможно. За десять дней, пока мы разговаривали с ним по телефону и вели переписку, финансист успел побывать в Алжире, во Вьетнаме, в Гонконге (где он проводит большую часть времени) и в Дубае. В России он был последний раз в июле 2009 года.
Как вы считаете, закончился глобальный кризис или есть вероятность «второй волны»?
Глобальный экономический кризис остался позади. Восстановлению экономики помогают большие дозы ликвидности. В мире напечатано огромное количество денег. В США и Китае показатели, характеризующие рост наличных денег в экономике, выросли на 20%.
А что вы скажете про Россию? Здесь все еще остаются в напряжении.
В России кризис тоже закончился. Я не ожидаю здесь ни «второй волны», ни второго кризиса.
В какие рынки вы собираетесь вкладывать деньги в 2010 году?
Мы будем инвестировать во многие развивающиеся рынки во всем мире: от Вьетнама и Китая до Польши и России, а также в целый ряд зарождающихся рынков (frontier markets) в Африке и Центральной Азии. Если мы возьмем весь портфель под управлением Templeton, то большая часть сегодня в нем приходится на Азию. Распределение по регионам выглядит примерно так: Азия — 39%, Европа (включая Россию) — 26%, Латинская Америка — 25%, Ближний Восток — 2%. Если смотреть по странам, то Россия стоит на втором месте. Основные страны, куда вложены деньги наших фондов, — это Бразилия (18%), Россия (14%), Китай (12%), Индия (10%), ЮАР (7%) и Южная Корея (7%).
Какая страна из этого списка сегодня ваш фаворит?
У нас нет фаворита. Мы смотрим в первую очередь на компании, выбираем те, которые нам больше нравятся, независимо от страны.
Какие конкретные акции или отрасли в Азии вы считаете наиболее привлекательными? Какие в России?
В Азии, как в России, нас особенно интересуют нефтяные компании, компании, связанные с добычей других полезных ископаемых, и компании потребительского сектора. В России мы покупаем в основном акции металлургических и горнодобывающих компаний, таких как «Норильский никель», «Северсталь», «Мечел», и акции нефтяных компаний, таких как «Лукойл». На эти акции приходится большая часть нашего фонда Templeton Russia and East European Fund. Кроме того, мы покупаем и другие «ресурсные» компании, такие как «Полюс Золото» или «Уралкалий».
Недавно в интервью Bloomberg вы сказали, что акции в Бразилии, России, Индии и Китае вырастут на 30–40% в ближайшие три-четыре года. А если Россию выделить из этого списка, каким будет ваш прогноз?
Таким же, как и для других стран BRIC.
Имеет ли сегодня смысл объединять четыре крупнейшие развивающиеся страны в BRIC? Кризис показал, что экономика России гораздо более слабая, чем экономика Китая, Индии и Бразилии. В этих трех странах наблюдается экономический рост, а в России — спад.
Концепция BRIC все еще имеет силу. Хотя Россия в некотором смысле отстает от других стран BRIC, я не думаю, что это будет длиться долго. Думаю, в будущем Россия вырвется вперед.
За последнее время российский рынок оторвался от январского дна почти на 200%. По-вашему, рынок уже перегрет?
Трехкратный рост российского рынка произошел благодаря низкой базе. Так что вполне можно ждать новых максимумов. Однако здесь есть и перегретые акции. Мы их пытаемся избегать. Но пока еще гораздо больше акций с хорошими перспективами, которые мы и покупаем.
Когда крупнейшие международные инвесторы в массовом порядке придут на российский рынок?
Институциональные инвесторы уже вкладывали капитал в Россию и продолжат вкладывать. Российскому рынку мешает расти тот факт, что в России существует две конкурирующие фондовые биржи — РТС, которая торгует в долларах, и ММВБ, где торговля осуществляется в рублях. Когда они будут слиты и начнут торговать в рублях, а иностранцам будет позволено свободно торговать, ликвидность существенно увеличится и иностранных инвесторов станет гораздо больше. Другая проблема — регистрация акций. Здесь все еще не наведен порядок, ничего не приведено к международным стандартам.
Как вы считаете, откуда придут капиталы, которые будут вложены в развивающиеся рынки?
В прошлом большие инвесторы приходили из США и Западной Европы. В будущем они будут приходить из стран развивающегося рынка — тех, где международные резервы росли быстрыми темпами. Деньги могут прийти из Китая, Индии и других развивающихся стран, включая Россию.
Какова будет стратегия Templeton в 2010 году?
Продолжим искать интересные инвестиционные идеи и компании с хорошими перспективами роста и способными менеджерами.
Ваш прогноз нефтяных цен на год?
Предсказать цену на нефть не может никто и никогда. Мы в своих моделях для анализа нефтяных компаний используем цифру $70 за баррель.
Почему же тогда вы говорите, что акции российских нефтяных компаний все еще недооценены и остаются привлекательными, если цена на нефть будет оставаться на сегодняшнем уровне?
Некоторые из них недооценены. Даже если цены на нефть поднимутся выше $70 или опустятся ниже $70, мы будем инвестировать в эффективные нефтяные компании, которые делают деньги и при низкой, и при высокой цене.
Что вы думаете о цене на золото? Может ли она достичь $2000 за унцию в 2010 году?
Да, это возможно, но точно предсказать это никто не может. Думаю, золото все еще остается привлекательным активом, если инвестиции долгосрочные.
Как, по-вашему, будет вести себя доллар по отношению к другим валютам?
В целом доллар будет слабеть в результате существенного увеличения денежной массы в Соединенных Штатах и растущего дефицита бюджета.
Ваш взгляд на евро?
Консервативный курс Европейского центрального банка делает евро более устойчивой валютой по сравнению с долларом.
В ближайшей перспективе доллар останется основной резервной валютой в мире?
Да. В настоящее время никакой альтернативы нет.
Могли бы вы назвать три самых сильных международных валюты, три валюты с самым высоким потенциалом роста?
Кроме доллара США и евро никаких международных валют нет. В будущем, думаю, есть надежда на валюты стран развивающегося рынка. Они станут более сильными. Эта тенденция уже видна. Рубль не исключение.
Что вы думаете о рынке недвижимости: достиг этот рынок дна или нет?
Если взять следующие 10 лет, то рынок недвижимости в России точно вырастет от сегодняшних значений. Но краткосрочные предсказания сделать невозможно.
Ваше отношение к российской недвижимости в целом?
В целом она мне нравится. Рад был бы позволить себе купить здесь что-нибудь!
Почему вы не можете себе этого позволить?
Иногда цены завышены. По крайней мере на ту недвижимость, которая мне нравится.