Прямое страхование автомобилей (через интернет, минуя посредников) дешевле, так как страховщики серьезно экономят на издержках и комиссионных — это распространенное заблуждение развенчивает в своем исследовании, посвященном прямому страхованию, агентство «Эксперт РА».
Судя по исследованию, расходы на ведение дел (92,5% от собранных взносов) у прямых страховщиков более чем в два раза превышают среднерыночный уровень (44,0%) по данным за I полугодие 2009 года. Иными словами, прямые страховщики тратят на IT, организацию колл-центров и рекламу почти столько же, сколько собирают, продавая страховки клиентам. И это без учета страховых выплат. С ними расходы прямых страховщиков в два раза превышают выручку. В том числе из-за этого полисы прямых страховщиков не дешевле, чем в обычных компаниях.
Это связано с тем, что большинство компаний прямого страхования начали работать недавно (расчеты «Эксперт РА» включали инвестиции в эти проекты) и пока не вышли на окупаемость.Проекты «КИТ Финанс Страхование», «Интач Страхование» и «Контакт страхование» были запущены всего год-полтора назад.
Сборы прямых страховщиков пока невелики. По прогнозам «Эксперт РА», в 2009 году они составят всего 1,9 млрд рублей. Это около 2% от общих сборов страховых компаний по автострахованию. К 2012 году эта доля может вырасти до 7- 12% от общих сборов по автострахованию. Отступать прямым страховщикам некуда: чтобы выйти в прибыль, им нужно собирать куда больше, чем сегодня.
Аналитики «Эксперт РА» отмечают, что основная идея прямого страхования заключается не столько в экономии на агентских комиссиях, сколько в использовании новых технологий работы и мощных IT-систем. Благодаря им компании имеют возможность оперативно управлять тарифами, проводить детальную сегментацию портфеля договоров.
Ну и конечно, direct insurance на Западе не имеет ничего общего с консультациями через колл-центры или предварительными расчетами тарифов на сайтах страховщиков. В России же полностью оформить страховой полис и оплатить его картой через интернет можно не в каждой страховой компании, которая называет себя прямым страховщиком.
Кроме того, в большинстве случаев клиенту все равно не избежать общения с представителем страховой компании, который должен привезти полис на подпись и, в большинстве случаев, осмотреть автомобиль. Если в страховании каско еще можно обойти сложившиеся правила (особенно когда клиент пролонгирует договор), то в ОСАГО — нет. Полисы ОСАГО выписываются на специальных бланках, на которых обязательно должна быть подпись клиента.
Прямые страховщики надеются, что когда-нибудь в ОСАГО произойдет революция и бланки строгой отчетности будут отменены, а полисы каско и ОСАГО можно будет выписывать в электронном виде, как сегодня билет на самолет. Только тогда у них есть шанс на заветные 12% рынка автострахования. Пока прямое страхование — лишь еще одна возможность рассчитать стоимость полиса с помощью страхового калькулятора.