«Я высказывал претензии, а они мне в ответ — про ситуацию на мировых рынках»
В конце апреля Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала, что УК «Тройка Диалог», оказывая услуги доверительного управления своим клиентам, вводила их в заблуждение. Это хороший знак для клиентов компании, которые потеряли деньги в результате кризиса и теперь через суд пытаются добиться возмещения ущерба. Один из клиентов на условиях анонимности рассказал, как «Тройка» управляла его деньгами.
— Как давно и на какую сумму вы заключили договор доверительного управления с «Тройкой Диалог»?
— В 2005 году я отдал компании в доверительное управление несколько миллионов долларов. Заключил договор от юрлица, зарегистрированного в одном островном государстве. Как такового управления деньгами просто не происходило. Только когда я начинал задавать вопросы, начиналось какое-то движение, предпринимались попытки объяснить, почему именно я теряю деньги.
— Вы выбирали стратегию управления?
— Первый разговор с доверительным управляющим происходил так: они предложили финансовые инструменты, я распределил свои средства между двумя стратегиями — сбалансированной и стратегией hedge fund. Первая была рассчитана на вложения в акции и облигации с ожидаемой доходностью 15-20% годовых. Вторая предусматривала вложения в фонд, который должен был показывать высокую доходность на растущем рынке и не проседать на падающем. Ожидаемая доходность здесь была — 25% годовых.
— Ваш доверительный управляющий разве не отчитывался о своих действиях?
— Отчеты мне присылали раз в месяц. Иногда компания забывала это делать, но им я напоминал. Представители компании могли объяснить каждую сделку, но иногда их аргументы казались мне слишком сложными. Я считаю, что эта компания ориентирована на неопытных людей или на тех, кто не может постоянно контролировать управляющих в силу своей занятости.
— Финансовые инструменты вы выбрали, отчеты от управляющего получали, а в чем тогда основные претензии к УК?
— Я увидел, что в мой портфель скидывался весь неликвид. Все, что зависало у них, они размазывали по клиентам. Например, облигации, которые незадолго до этого компания размещала на публичном рынке. Меня совершенно не впечатляла динамика инвестиций, тогда как индекс ММВБ все время рос (в период с лета 2005-го по 2009 год индекс ММВБ вырос на 102%. — Forbes). В лучшем случае доходность была на уровне банковских вкладов. Даже в период стабильности сделок не было, они ровно сидели и ничего не покупали.
— Вы высказывали свои претензии лично управляющему?
— У меня было несколько встреч с разными вице-президентами в хороших костюмах, например с Анжеликой Кевхиевой. Я высказывал претензии, а они мне в ответ — про ситуацию на мировых рынках. Обычный совет менеджера «Тройки Диалог»: «Надо немного подождать, и тогда будет лучше». Лучше не стало. У меня сложилось такое ощущение, что в кризис менеджеры менялись чуть ли не еженедельно. В кризис другие УК старались как-то защитить своих клиентов, что-то продать быстро, что-то купить, а в «Тройке» не суетились. По сути, они проиграли мои несколько миллионов долларов еще до кризиса.
— Много проиграли?
— Когда в июне 2009 года я принял решение перевести все купленные «Тройкой Диалог» бумаги в другую компанию, стоимость пакета оказалась на 75% меньше первоначальной. Новым управляющим я сейчас доволен. А самые неликвидные бумаги так до сих пор и висят в «Тройке», их никто покупать не хочет.
— Будете подавать в суд на возмещение убытков?
— Не буду. Компания хоть и теряет деньги клиентов, но доказать, что это произошло по их вине, слишком сложно.
В компании «Тройка Диалог» отказались комментировать это интервью, сославшись на конфиденциальность договоров с клиентами.