К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Клуб миллионеров

Клуб миллионеров
Место классических семейных офисов занимают компании, управляющие активами нескольких бизнесменов, — так дешевле и эффективнее

Собственный family office, обслуживающий финансовые интересы одной семьи во главе с владельцем крупного бизнеса, — очень дорогое удовольствие. Это по карману только тем, чье состояние превышает несколько сотен миллионов долларов. Штат из нескольких человек, включая финансистов и юристов, обходится в $2–2,5 млн в год. Может быть, поэтому российские бизнесмены создают такие структуры все реже.

Времена классических семейных офисов уходят в прошлое, говорят финансовые консультанты. Их место занимают Multi-Family Office (MFO) — структуры, где обслуживается несколько семей. Это позволяет получить все услуги классического семейного офиса, но сэкономить на его содержании. Кроме того, у MFO есть еще несколько преимуществ по сравнению с компанией, обслуживающей интересы одной семьи.

Семейные офисы появились в США в конце XIX века, когда в Америке стали возникать промышленные империи. Богатым людям требовались личные консультанты и помощники. Вначале они управляли обслуживающим персоналом, организовывали путешествия. Постепенно к этому добавились правовые и финансовые услуги, управление активами — то, чем сегодня занимаются классические семейные офисы. Их основной целью стало передать состояние, накопленное членами семьи, через поколения.

 

Семейный офис, в отличие банка, не ограничивается управлением только ликвидными активами — счетами и инвестиционными портфелями. Такой финансовый бутик удовлетворяет все потребности семьи, например управляя имуществом и решая массу проблем — от налоговых до бытовых.

 

Управляющий партнер компании «Третий Рим» Андрей Мовчан рассказывает, как должен быть устроен классический частный семейный офис. В нем должны работать минимум два инвестконсультанта (годовая зарплата — в сумме около $1,5 млн), один-два юриста ($450 000), один или два администратора (около $100 000). Каждый год надо будет платить за программное обеспечение (до 
$250 000), командировки ($100 000) и аренду офиса (около $150 000).

За рубежом собственные семейные офисы открывают люди с капиталом более $200 млн, тогда размер платы за обслуживание можно поддерживать на уровне 1% от стоимости активов. За эти деньги можно получить высокий уровень конфиденциальности и комфорта. Впрочем, иногда на этом преимущества и заканчиваются.

Часто сотрудники персонального family office не заинтересованы в улучшении своих результатов — у них уже есть клиент, и другой им не нужен. Кроме этого, рассказывает один из участников рынка, управляющие понимают, что работа на мультимиллионера, скорее всего, конец их профессиональной карьеры, поэтому они могут договариваться с поставщиками услуг об откатах. Их размер может достигать 3% в год от суммы активов, переданных в управление другой компании.

 

В 1980-х годах наметилась новая тенденция — американские семейные офисы стали объединяться в MFO. Клиентами MFO становятся те, чье состояние превышает $20–30 млн, рассказывает управляющий директор Ситибанка Селим Элген. Те, у кого менее $20 млн, просто размещают свои средства в одном-двух банках: MFO им не по карману.

Индустрия family office в России развивается по тому же сценарию. Сегодня здесь действует около сотни семейных офисов и всего несколько компаний, которые позиционируют себя как MFO. Самым большим семейным офисом можно считать компанию Millhouse Capital, управляющую российскими активами Романа Абрамовича. Есть свой семейный офис и у основателя «Тройки Диалог» Рубена Варданяна — он управляет его личным состоянием и деньгами его друзей.

В России есть по крайней мере, один классический MFO, который не зависит ни от одного банка, — это компания «Третий Рим». Другие — «Альфа-капитал», Уралсиб Банк 121 и UFG Wealth Management — работают при материнских банках. В M2M Прайвет Банк признаются, что в большей степени это частный банк, сосредоточенный на управлении ликвидными активами, но может предоставлять и услуги семейного офиса.

Список невелик. Но скоро на рынок выйдут несколько новых компаний, которые заявляют о себе как о MFO. «Я недавно был в Женеве и Лондоне. Кажется, каждый второй создает компанию по управлению капиталом. То же происходит и у нас. На рынке много людей, которые хотят заниматься финансовым консультированием», — говорит Мовчан.

Все это, по словам Селима Элгена из Ситибанка, происходило три поколения назад в Швейцарии. «Тогда успешные финансовые консультанты из частных банков решили, что хотят быть независимыми. Их первыми клиентами стали клиенты банков, которые доверяли лично им», — говорит он. Таких клиентов можно найти и в России: это порядка 35 000–40 000 состоятельных людей, чьи активы превышают $20 млн, считает Мовчан.

 

Российские MFO работают либо за 1% от суммы активов, переданных в управление, либо обговаривают фиксированную сумму вознаграждения. Она не может быть менее $100 000 в год. Некоторые дополнительные услуги вроде консультации юристов в связи с выходом из бизнеса придется оплачивать дополнительно.

Несмотря на то что в России есть потенциальные потребители услуг MFO, спрос на них пока невысок: рынок только формируется. До кризиса профессиональные консультанты были не нужны. Клиентам предлагали вкладывать деньги в растущий рынок акций, они получали довольно высокий доход и были довольны. Сейчас, после кризиса, цели изменились, главное — сохранить капитал, считает Мовчан.

Что могут предложить российские MFO своим клиентам? Классический портфель на две трети состоит из консервативных облигаций (рейтинга А и выше) развитых стран и стабильных компаний, рассказывает исполнительный директор М2М Прайвет Банк Роберт Идельсон. Оставшаяся треть вкладывается в облигации развивающихся стран. Такой портфель дает реальную доходность около 4–5% годовых в долларах.

Зато клиент может обратиться в офис с любой проблемой. Например, попросить срочно привезти крупную сумму наличных поздно вечером или заказать билеты на юбилей Михаила Горбачева в Лондоне.

 

Однажды в UFG Wealth Management позвонил клиент, который приземлился во Франции на недавно купленном частном самолете и был арестован по обвинению в неуплате налогов. Компания-продавец не учла, что клиент имеет вид на жительство в Европе и обязан платить НДС. Пришлось срочно отправлять в командировку юриста.

Предприниматель может обратиться за помощью в продаже бизнеса или попросить подсказать, кого привлечь в качестве партнера в новый проект. Одна из задач MFO — контролировать работу управляющих в бизнесе клиента. Сотрудники MFO исполняют роль консультантов, которые проверяют, удается ли достичь заложенных в бизнес-плане показателей и аудируют отчетность компаний, рассказывает партнер UFG Wealth Management Оксана Кучура.

Как выбрать MFO? Тем, у кого активы находятся в России и есть проблемы с английским языком, лучше обратиться в российский MFO. Тем, кто живет в основном за рубежом и там же ведет бизнес, прямой путь в западные компании. Иностранный Multi-Family Office можно подобрать с помощью базы данных Standard and Poor’s Global Family Offices (www.mmdwebaccess.com). В базе содержится информация о 3800 компаниях. Их можно выбрать по различным параметрам — по набору предоставляемых услуг или сумме средств под управлением.

Впрочем, клиенты пока предпочитают выбирать MFO по старинке. С консультантами знакомятся на мероприятиях, а выбирают на основе личных симпатий, говорит Андрей Мовчан. «Это как в браке — ведь никто, как правило, не женится, оценивая добавленную стоимость. Все это делают в силу возникающих чувств», — рассказывает Мовчан.

 

Впрочем, элемент расчета добавить в отношения можно и даже нужно. «Дайте небольшое тестовое задание в той области, в которой вы разбираетесь лучше всего», — советует Кучура. Можно, к примеру, попросить составить схему покупки недвижимости в Европе. Консультант должен расписать все по пунктам — как правильно провести сделку, финансировать недвижимость, какие налоги придется платить и возникнут ли проблемы при наследовании. Если понравится, можно передать таким консультантам в управление небольшую часть состояния. А еще через год-полтора довериться советникам как членам семьи.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+