Владельцу рекламного бюро Семену Б. всегда нравилась реклама «Тройки Диалог». И в 2005 году Семен недолго раздумывал, кому отдать в доверительное управление (ДУ) несколько миллионов долларов. В результате четырехлетнего сотрудничества с «Тройкой Диалог» бизнесмен потерял 75% своих средств и был вынужден перевести оставшиеся деньги в другую инвесткомпанию.
Пострадал не один Семен. Осенью 2008 года российский фондовый рынок рухнул. Индекс ММВБ, еще летом бравший планку 2000 пунктов, упал к концу года до 619. Кто виноват в потерях инвесторов? Клиенты считают, что управляющие, а управляющие твердят о кризисе на мировых рынках. Но если управляющие не в состоянии предвидеть кризис и спасти деньги клиента, зачем нужны их услуги?
Разочаровавшись в ДУ, многие состоятельные клиенты теперь предпочитают самостоятельно управлять своими деньгами. Услуга ДУ постепенно трансформируется в advisory. Клиенты выбирают возможность открыть собственный брокерский счет и в дополнение к нему пользоваться услугами профессиональных советников — тех же управляющих или аналитиков.
Advisory — это предоставление клиенту индивидуальных консультаций по интересующим его секторам фондового рынка. У клиента есть возможность обсудить с управляющими или аналитиками перспективы той или иной ценной бумаги, состояние своего портфеля или просто поговорить о том, как влияют новости на рынок. В «Тройке Диалог» консультации как отдельную услугу начали предоставлять с ноября 2008 года. В «ВТБ Управление активами» — еще до кризиса, но востребована она стала именно сейчас.
Сорокапятилетний Артем П. после кризиса решил сам управлять своими деньгами. Раньше он отдавал в ДУ крупной российской компании пару миллионов долларов. Сегодня он держит в этой компании брокерский счет и имеет возможность круглосуточно звонить управляющему. «Хороших и честных управляющих мало. Чтобы стать хорошим, ему сначала надо научиться на собственных ошибках, но зачем это делать за мои деньги?» — рассуждает Артем П.
Услуга advisory дешевле, чем ДУ, где управляющий берет от 0,5% до 2,5% от стоимости активов под управлением и 5–20% от дохода. В advisory стоимость консультаций привязана к обороту по брокерскому счету. Стоимость своих консультаций управляющие оценивают в 0,2–1% от оборота. Для сравнения: комиссии за обычные сделки с брокерского счета составляют в среднем 0,03–0,1%. То есть за возможность поговорить приходится платить повышенные комиссионные.
«Получать консультации — это не просто возможность опереться на опыт профессионалов, это право клиента одобрить сделки или отказаться от них, спрашивать и обсуждать каждое действие, — говорит директор по работе с состоятельными частными клиентами «Тройки Диалог» Алексей Голубых. — А за такое право надо платить».
Чтобы воспользоваться advisory, например, в «Третий Рим» или в «Уралсиб-Кэпитал» нужно принести не менее $1 млн. В «ВТБ Управление активами» готовы взяться за advisory, если клиент откроет счет на сумму не менее $3 млн, в то время как для ДУ достаточно и 15 млн рублей. «Управляющий и аналитики получают большую нагрузку от клиента», — объясняет довольно высокий входной билет гендиректор «Газпромбанк — Управление активами» Александр Пчелинцев.
Стоит ли пользоваться новой услугой? Пока по сравнению с ДУ advisory выглядит интереснее и, пожалуй, честнее. Директор департамента по работе с частными клиентами «ВТБ Управление активами» Тимофей Шарапкин обещает, что клиенту ответят на все вопросы, а качество ответов и советов будет на уровне family office. Все риски за неправильное вложение денег клиент берет на себя.
Пока управляющие считают, что advisory — временная мода. По мнению Шарапкина, с восстановлением экономики клиенты будут больше времени уделять собственному бизнесу и вернутся к доверительному управлению. Это если советы управляющих окажутся верными и будут чем-то отличаться от массовых аналитических отчетов. Ведь от advisory до обычного брокерского счета, где комиссии в десять раз дешевле, — всего один шаг.