К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как защитить инвестиционный портфель в кризис с помощью кофе

фото Fotobank/Getty Images
фото Fotobank/Getty Images
Спрос на кофе очень устойчив и слабо зависит от состояния мировой экономики

Каждый новый день мир начинает с 2,25 млрд чашек кофе. «Хороший кофе — это чудо», — уверен Питер Джулиано, президент Кофейной ассоциации Америки, начинавший карьеру бариста в Калифорнии. Можно спорить или соглашаться с этим утверждением, но вот факт: кофе — один из самых значимых и активно торгуемых биржевых товаров в мире и прекрасный инвестиционный инструмент в кризисное время.

Сегодня, когда мир переполнен ликвидностью и опасениями нового кризиса, биржевые товары все чаще используются крупными фондами для хеджирования. Кофе вполне подходит для этих целей. Коэффициент корреляции между индексом стоимости кофе UBS Coffee Subindex Total Return и S&P 500 составляет 0,24 (статистически незначимо). Инвестиции в кофе пострадали во время кризиса куда меньше, чем вложения в акции или нефть (см. график). За последние три года индекс кофе вырос на 44,9%, тогда как S&P 500 — всего на 3,3%.

Спрос на кофе очень устойчив, не так зависит от состояния мировой экономики, как, скажем, спрос на нефть. Рынок живет по своим законам. По данным Международной организации кофе (ICO) потребление кофе в мире растет на 2–2,5% в год и составляет 58,5 млн мешков весом 60 кг. В 2010 году основные импортеры купили на 21% больше кофе, чем в 1990 году. Все эти годы импорт стабильно опережал экспорт, а спрос удовлетворялся за счет запасов. Согласно оценке ICO, сегодня суммарные запасы находятся на рекордно низком уровне с 1970 года.

 

Быстро пополнить запасы или резко увеличить предложение производители кофе — в основном развивающиеся страны — не в состоянии. От высадки деревьев до первых продаж бобов проходит пять-десять лет.

Циклы на рынке длинные. В начале 1970-х ведущие места занимали производители арабики из Центральной и Южной Америки. Когда компания Nestle вывела на рынок растворимый кофе, возник спрос на дешевую робусту. Так на рынке появились новые игроки из стран Африки, Юго-Восточной Азии, в том числе Вьетнам — основной производитель робусты в мире. Предложение стало стабильно превышать спрос, а цены на кофе не росли вплоть до 2004 года. Многие разорились. Содержать плантации было невыгодно. Результат — площадь кофейных плантаций сегодня минимальная за последние десять лет.

 

Те, кто выжил, смогли дождаться растущего рынка. В 2009 году дожди в Колумбии вызвали резкий дефицит качественной арабики сорта Colombian Milds, что послужило катализатором стремительного роста цен. Арабика сегодня стоит больше $6 за 1 кг, тогда как в 1990–2000 годах за 1кг давали $1,9. До исторического пика 1977 года, вызванного морозами в Бразилии, пока далеко. Тогда арабика стоила почти в два раза дороже.

Площади, пригодные для кофе, будут сокращаться. Выращивание кофе требует особого микроклимата. Из-за глобального потепления плантации карабкаются вверх по склонам гор, где места физически меньше. Кроме того, экономики стран — производителей кофе активно развиваются, бизнес стремится уйти из сельского хозяйства в новые высокорентабельные отрасли.

 

Поэтому цены на кофе продолжат расти. Маргарет Ботеон, аналитик рынка кофе исследовательского центра CEPEA Университета Сан-Паулу (Бразилия), считает, что и в 2012 году производство не удовлетворит растущий спрос и не поддержит запасы. «Кофе остается хорошим активом для долгосрочных вложений, например на следующие пять лет. Как арабика, так и робуста будут стоить дороже», — считает трейдер лондонской компании D.R. Wakefield & Co. Ltd, специализирующейся на торговле кофе по всему миру.

Что покупать? На западных биржах можно найти 20 фондов, оперирующих фьючерсами на кофе. Можно попытаться заработать на растущем тренде с помощью акций кофейных компаний вроде Starbucks или Nestle. За последний год акции Starbucks выросли на 35%.

Есть и более рискованная идея. Последние пятьдесят лет килограмм арабики стоил приблизительно на $0,8 дороже робусты, а сегодня разница составляет $3 (данные без учета инфляции). Робуста — естественный заменитель дорогой арабики, и кофейни по всему миру, снижая издержки, используют его. Вложиться в робусту можно с помощью тех же фьючерсов или акций производителей кофе.

Например, сегодня акции вьетнамских производителей робусты очень дешевы из-за кризиса 2008 года. Аналитики JP Morgan считают, что растущая экономика Вьетнама привлекательна для долгосрочных инвестиций. По данным опроса сингапурской деловой газеты Stright Times, 85% бизнесменов Сингапура считают Вьетнам главной инвестиционной идеей в Юго-Восточной Азии.

Самой привлекательной выглядит разместившаяся на вьетнамской бирже в феврале компания Vinacafe Bien Hoa — лидер вьетнамского рынка кофе. За 12 месяцев ее продажи выросли на 27,5%, прибыль — на 18,8%, текущий P/E — 11,5. Адекватным для отрасли эксперты считают соотношение цены и прибыли на уровне 10–15.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+