После восьми лет руководства ЕЦБ Жан-Клод Трише покидает свой пост. С 1 ноября задача по предотвращению финансовой катастрофы в еврозоне ложится на плечи 63-летнего бывшего главы Банка Италии Марио Драги. Его называют signor аltrove — человеком, которого невозможно застать в кабинете. Он всегда в разъездах и известен привычкой обсуждать важные финансовые проблемы по обычному мобильному телефону, общаясь с людьми вроде министра финансов США Тимоти Гайтнера.
Решение назначить Марио Драги преемником Жан-Клода Трише было принято еще 24 июня 2011 года, на встрече 27 представителей государств — членов ЕС. Руководители ЕЦБ меняются раз в восемь лет. Кандидатура итальянца была утверждена президентом Европейского совета Херманом Ван Ромпёем. Драги официально вступит в должность во вторник и останется на посту до 2019 года.
Человек, которому теперь придется отвечать за монетарную политику и экономику еврозоны, родился в Риме 3 сентября 1947 года. Окончил университет La Sapienza в Риме, затем получил степень PhD в Массачусетском технологическом институте под руководством двух нобелевских лауреатов — Франко Модильяни и Роберта Солоу. Драги предпочел роль прагматичного эксперта в области экономической политики академической карьере. Он предпочитает иногда отказаться от теории в пользу методов, которые работают на практике.
Начав карьеру с работы во Флорентийском университете, к 1984 году он стал исполнительным директором Всемирного банка, возглавлял казначейство Италии. Свое прозвище Супер Марио итальянец получил, будучи главой комитета по приватизации (в 1996-2001 годах). Экономика Италии тогда была близка к дефолту, и Драги отвечал за руководство крупнейшей в истории Европы программой приватизации (затронувшей 15% экономики) и проектом либерализации финансовых рынков, подготовив страну к переходу на евро.
С 2002-го по 2005 год года Драги работал в Goldman Sachs. Он выступал за использование производных инструментов в деятельности пенсионных фондов и институциональных инвесторов. Как раз тогда с помощью деривативов Goldman Sachs маскировал реальное состояние финансов Греции и фактически вводил регуляторов в заблуждение. Но это, пожалуй, единственная сомнительная история в его карьере. Зато с тех пор Марио — свой человек для банкиров с Уолл-стрит.
Последней карьерной ступенькой для Марио стал пост главы Банка Италии, который он занял в конце декабря 2005 года. И вот сейчас он без особых усилий и практически с идеальной репутацией переходит на высший пост в ЕЦБ. Стоит ли ждать перемен?
«Замена такого уровня всегда ведет к определенным переменам, хотя бы в стилистике комментариев. Новому главе ЕЦБ придется принимать необходимые жесткие решения», — считает Юлия Цепляева, экономист BNP Pariba. По ее словам, изменения будут хорошо заметны людям, вовлеченным в общеевропейскую бюрократию, и куда меньше заметны обычным инвесторам. Европейский Центральный банк ограничен и в свободе маневра, и в свободе выбора. А набор инструментов влияния на экономику, доступный ЕЦБ, предсказуем.
«Сейчас нам ясно, что политика г-на Трише (в особенности повышение ставок в 2009 году) оказалась неправильной», — говорит профессор РЭШ Константин Сонин. В последние годы ЕЦБ проводил довольно жесткую монетарную политику, отказавшись удерживать ставки на минимальном уровне. Сегодня у него самая высокая ставка — 1,5% против 0,5% у Банка Англии, 0-0,25% у ФРС США и 0-0,1% у Банка Японии. Сонин надеется, что теперь ЕЦБ может получить право на неограниченную эмиссию, став кредитором последней инстанции, как и любой центральный банк. Кроме того, целевой уровень инфляции должен быть установлен 4-6%, что облегчит долговую нагрузку периферийных стран, считает Сонин.
У экономиста «Тройки Диалог» Евгения Гавриленкова другое мнение: «Я не считаю, что Жан-Клод Трише в чем-то ошибался. Небольшое повышение процентных ставок в 2009 году не оказало существенного влияния на ситуацию». Он считает, что основная проблема мировой экономики — это США, а не Европа, а монетарная политика может дать только временное решение проблем. Именно поэтому, говорит Гавриленков, денежно-кредитная политика ЕЦБ не претерпит значительных изменений.