«Извините, но банк отказал вам в кредите», — сотрудница московского салона сотовой связи выражает сочувствие: мужчина лет сорока оставил без подарка своего 16-летнего сына, пришедшего с ним в магазин. «А что они хотели — у отца зарплата 35 000 рублей, а телефон стоит 20 000 рублей. Да и зарплата серая», — объяснила она корреспонденту Forbes, когда неудачливые покупатели ушли. Такую картину сегодня можно увидеть не так часто, как раньше, когда российская банковская розница только зарождалась, люди брали в долг под огромные проценты, а банки охотно раздавали деньги.
Времена меняются. Скрытые комиссии, высокие ставки, непонятные условия кредитования уже почти в прошлом. В кризис желание банков выдавать кредиты всем подряд на покупку телефонов, телевизоров или холодильников исчезло. Впереди — новый кредитный бум, но он будет совсем не таким, как раньше. Как будет развиваться банковская розница в ближайшие несколько лет?
Первый кредитный бум начался в 2004 году. «Тогда палку сунь — дерево вырастет», — вспоминает эпоху суперприбылей топ-менеджер крупнейшего банка. Люди меняли старую бытовую технику и покупали телефоны, и каждый год объем кредитов увеличивался чуть ли не вдвое. С 2004-го до III квартала 2008 года объем кредитов населению вырос почти в семь раз: с 600 млрд рублей до 4,2 трлн рублей (совокупный кредитный портфель). «Это этап развития рынка, на котором объем был важнее, чем результат», — говорит председатель правления Райффайзенбанка Павел Гурин.
Большую просрочку по кредитам гасили за счет огромных доходов, полученных от добросовестных заемщиков. Пионер этого бизнеса банк «Русский стандарт» в 2006 году в своем отчете о выпуске еврооблигаций признавался, что эффективная ставка по потребительским кредитам в 2005 году составляет 55,1%. Половину прибыли банку приносил комиссионный доход.
Рынок, плохо регулируемый в начале 2000-х, к 2008 году постепенно стал цивилизованным: банки по требованию ЦБ стали показывать полную стоимость кредита. Роспотребнадзор заставил многих отменить комиссии за выдачу кредита и ведение ссудного счета.
Еще до кризиса банки поняли, что кредиты в торговых сетях на покупку техники (POS-кредитование; от point of sale — «места продажи») под 90% годовых и нецелевые потребительские кредиты рано или поздно уйдут в прошлое. Если в 2004 году на них приходилось около 11% всего объема выданных займов, то к 2008 году эта доля снизилась до 3% от совокупного кредитного портфеля.
Кризис все расставил по своим местам: кредитование остановилось, многие банки заглянули в пропасть плохих долгов и поняли, что главное — выбрать надежных заемщиков, которые будут добросовестно платить по долгам. Спустя два года у банков на счетах скопилось около 2 трлн рублей ликвидных средств, кредитование восстановилось до докризисного уровня. Условия для этого складываются самые благоприятные: рост инфляции будет побуждать людей больше тратить, а не копить.
Конечно, POS-кредиты еще несколько лет будут востребованы. Сегодня их основная клиентура — в регионах. Лидерами на этом рынке являются ХКФ Банк (доля рынка, по данным Frank Research Group — 27,7%), ОТП Банк (18,1%), Альфа-банк (18%), Кредит Европа Банк (14,4%) и Русфинанс Банк (6,3%). Банк «Русский стандарт», который в начале 2006 года занимал половину рынка, уходит из этого сегмента. Его доля снизилась до 2,9%.
Выдавать кредиты за 15 минут по двум документам теперь будут немногие. У большинства банков на новом витке развития розницы другие цели. А у клиентов — другие потребности: они уже разбираются в том, что такое аннуитетные платежи и «эффективная ставка по кредиту». В крупных магазинах места пяти-шести представителей разных банков займут представители кредитного брокера, рассылающего заявку на кредит в несколько банков. Кто быстрее даст ответ и предложит лучшие условия, тот и получит клиентов.
На смену потребительским кредитам придут кредитные карты. К 2008 году их доля увеличилась с 4% до 6% рынка, или до 211,2 млрд рублей. Такую же долю кредитки занимают и сейчас: 252 млрд рублей. Среди лидеров этого рынка — «Русский стандарт» (19,8% кредитных карт выдано этим банком), ВТБ24 (9,8%), Сбербанк, активно осваивающий новое направление бизнеса с начала 2009 года (9,6%), ОТП Банк (5,4%) и Ситибанк (5,4%).
В 2011 году рынок кредитных карт может вырасти на 30–35%, считает директор департамента розничного бизнеса ВТБ24 Георгий Горшков. Пространство для роста есть — сейчас в стране выпущено около 140 млн банковских карт. Из них с кредитным лимитом — всего 6,5%.
Лидерами здесь станут крупные банки, которые смогут конвертировать дебетовые карты в кредитные. По такому пути, вероятно, пойдет Сбербанк, полагает генеральный директор «Интерфакс ЦЭА» Михаил Матовников. Остальным придется наращивать долю, используя дистанционные каналы продаж, в основном почтовую рассылку. «Когда это стал делать «Тинькофф Кредитные Системы», над ним посмеялись. Но по сути ничего другого и не остается», — говорит эксперт.
Возможно появление новых продуктов на стыке карт, потребительских кредитов и депозитов. Георгий Горшков из ВТБ24 говорит, что банки могут предложить розничным клиентам кредитные линии нового типа: заемщик будет использовать часть средств одобренного лимита и платить проценты только за использованную сумму. Принцип тот же, что и у кредитной карты, говорит Горшков. Некоторые банки («Русский стандарт», Связной банк) уже предлагают депозитно-кредитную карту. На остаток собственных средств по такой карте в среднем по рынку начисляются 5–8% годовых.
На рынке автокредитования будут работать в основном банки крупных автопроизводителей. Сейчас в России действует шесть банков от производителей, такие как БМВ-банк, Мерседес-Бенц Банк Рус, Тойота-банк. В ноябре прошлого года о запуске собственного банка заявил Renault. А через год-полтора может быть введен новый продукт: лизинг автомобилей для физических лиц. Сегодня такой услуги нет, так как не решены вопросы налогообложения: НДС при покупке автомобиля в лизинг уплачивается дважды. «Мы с крупнейшими игроками автомобильного рынка готовим предложение по изменению законодательства», — рассказывает Горшков. Лизинг будет выгоден клиентам. Автомобиль остается в собственности лизинговой компании, снижается риск неплатежей и мошенничества, что позволяет снизить ставку. «На 1–2% годовых», — говорит Горшков.
Кроме того, ежемесячный платеж в этой схеме меньше, так как клиент в первые несколько лет не выплачивает основной долг. Это позволяет снизить эффективную ставку. В конце срока лизингового соглашения у заемщика будет выбор: либо выкупить автомобиль, выплатив остаток кредита, либо заключить новое лизинговое соглашение и взять новый автомобиль, вернув старый лизинговой компании, рассказывает Горшков.
Неизменной останется, пожалуй, ипотека. Но этот рынок будет концентрироваться в крупных государственных и частных банках, которые имеют доступ к недорогим длинным деньгам.
Одна из основных задач банка теперь — отделить «хороших» клиентов от «плохих». Действующие системы скоринга, на основании которых банк принимал решение о выдаче кредита по единой ставке, уже устарели. Банки пытаются более четко определять надежность заемщика и в зависимости от этого предлагать ставки. «Нужно отслеживать поведение своих клиентов. И четко сегментировать их по разным группам риска», — говорит Павел Гурин из Райффайзенбанка.
Речь идет о внедрении системы Risk Based Pricing (RBP). Эта модель активно разрабатывалась банками по всему миру в начале 2000–х. В ее основе лежат кредитные рейтинги, рассчитываемые для каждого заемщика различными бюро кредитных историй. В США наиболее популярным является кредитный рейтинг FICO Score, разработанный компанией Fair Isaac Corporation. Каждый заемщик получает от бюро кредитных историй определенное количество баллов (шкала от 300 до 850 баллов). Рейтинг отражает вероятность дефолта заемщика по обязательствам. Для оценки используется кредитная история заемщика, типы ранее взятых кредитов, текущие долги по картам, количество недавних обращений по кредитам и т. д. Те, кто набирает 720 и выше баллов, могут рассчитывать на самую низкую ставку. Чем ниже рейтинг, тем выше ставка.
Банк, получив от бюро кредитных историй рейтинг заемщика, обращается к своей статистике, чтобы понять, сколько клиентов с таким рейтингом допустили дефолт. Исходя из этого, а также из социально-демографических характеристик заемщика и целей кредита и формируется ставка. До недавнего времени внедрить такую систему в России не представлялось возможным — первые бюро кредитных историй появились только в 2005 году. Поэтому банки использовали простейший скоринг — на основе данных о заемщике.
Сегодня статистики уже хватает. Первым систему Risk Based Pricing пытался внедрить ДжиИ Мани Банк. О запуске такого механизма индивидуального назначения ставок недавно заявили несколько крупных банков. В январе это сделал Сбербанк, в конце февраля — Промсвязьбанк. В Альфа-банке, ВТБ24, Райффайзенбанке, ОТП Банке уверяют, что такая система у них уже действует. Постепенно Risk Based Pricing внедрят все банки, которые работают с населением. «То, что стало фишкой сезона, станет общим трендом в ближайшие три года», — уверяет президент ОТП Банка Алексей Коровин.
Сейчас внедрение системы оценки рисков заемщиков затруднено, потому что нет единой базы данных бюро кредитных историй. Необходимо создать такую систему, как, к примеру, германская SCHUFA (Общество защиты безопасности кредитов), собирающая данные о кредитоспособности жителей Германии, считает Алексей Коровин. Он уверен, что она будет создана в течение двух-трех лет. Как следствие — полностью исчезнут устаревшие кредиты с поручительством третьих лиц.
Через пять-семь лет банковский рынок может быть разделен на две неравные части. Массовые продукты будут продавать несколько крупнейших банков. Региональным и частным банкам придется стать нишевыми игроками, которые станут продавать не столько кредиты, сколько решение финансовых проблем, считает советник председателя правления Абсолют Банка Иван Анисимов. Небольшие банки превратятся в финансовых советников, которые будут работать по принципу частных банков, говорит он. Перейти к такому стандарту обслуживания, который сейчас доступен только VIP-клиентам, будет непросто. «Но иначе нельзя. В противном случае нас задавят монстры, которые станут продавать конвейерные продукты», — уверен Анисимов.
А пока что банковский рынок будет развиваться по пути, который уже прошли банки Европы и США. «Новые клиенты будут появляться только из среды молодежи. Человек, достигший 18 лет, выберет банк по рекомендации своих родителей. Поэтому одно из направлений банковского маркетинга — работа с родителями и школьниками», — рассказывает Иван Анисимов.