К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бояться полезно

Бояться полезно
Настоящий рыночный боец должен по несколько раз в день укрощать свою жадность мыслями о финансовой катастрофе

В одной из своих заметок полугодовой давности я высказывал соображения по поводу того, что экстремальный пессимизм участников рынка при падении — признак скорого разворота вверх. Не станет сюрпризом и попытка повернуть утверждение в обратную сторону. Действительно, излишний оптимизм покупателей слишком часто оказывает им медвежью (!) услугу. На мой взгляд, нет ничего хуже той ситуации, когда все участники рынка как один в длинной позиции: это почти наверняка означает, что спрос иссяк и многие вскоре окажутся в других позициях, и не по своей воле.

Когда я уже раздумывал над заметкой на эту тему, на почту пришел замечательный материал: результаты опроса портфельных управляющих и исследование, проведенное по поводу этого опроса стратегами BofA Merrill Lynch. Результаты этого исследования, которое проводилось с 5 по 11 ноября, демонстрируют максимальный уровень оптимизма с апреля месяца. К тому, чем кончился апрельский оптимизм, мы еще вернемся, а сейчас просто констатируем, что участники опроса — портфельные менеджеры, контролирующие средства в объеме $650 млрд, — за квартал сильно прибавили оптимизма практически по всем ключевым вопросам мировой экономики: от перспектив глобального роста до прогнозов увеличения процентных ставок. Пожалуй, лишь риск кредитных дефолтов несколько омрачает настроение, но лишь настолько, чтобы ширина улыбки не становилась травмоопасной.

После опроса прошла неделя. Мы видим, что рынок нерешительно топчется на месте и даже отступает. Где оптимисты? Полагаю, всё там же, только сил у них маловато, они очень здорово устали, покупая дорожающие активы в течение нескольких недель. Получается, что противоречие сегодняшнего дня примерно таково: крупные участники не хотят сильной распродажи, а обеспечить дальнейший рост уже не могут. Подобное сжатие спроса не может не вызвать снижения рынка, и умеренная коррекция была бы стратегически выгодна практически всем.

 

Пришло время немного порассуждать о коррекционной распродаже на рынке. Сам лексический смысл слова «коррекция» (часто ли мы о нем вспоминаем?) — исправление ошибок, восстановление справедливого положения вещей. Правильная, здоровая распродажа способна удержать биржи от перегрева, сохранить участников рынка в рамках здравого смысла (хм, такое возможно?). Она напоминает весенний ливень, после которого легко дышится и повсюду распускаются зеленые ростки. Действительно, покупка после коррекции почти всегда радует тем, что вскоре зеленеет.

Пока читатель не причислил автора к числу нездоровых романтиков, поясню, что речь, очевидно, шла об «идеальной коррекции». У нее один недостаток: в природе она не встречается. Конечно, бывают более или менее приближенные к этой картине виды сравнительно разумных распродаж. Однако, и это самое неприятное, довольно часто происходит вырождение либо в панику, и тогда падение оказывается слишком глубоким, либо в стагнацию, когда падение затягивается во времени. Оно нам надо? Каждый ответит «нет», что не помешает большинству и далее участвовать в деятельности, приводящей к паникам и депрессиям.

 

Самураю полагается ежедневно мысленно представлять собственную смерть. Настоящий рыночный боец должен по нескольку минут в день укрощать свою жадность мыслями о финансовой катастрофе, и чем сильнее растет рынок, тем полезнее вспоминать недавние рыночные катаклизмы. Нет надобности оглядываться слишком далеко: например, вышеупомянутый пик оптимизма апреля текущего года был ярким, но дальнейшее падение — еще ярче.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+