«Он рыдал и обижался, но понял, что за свои поступки несет финансовую ответственность»
Мой шестилетний сын Богдан обладает целым пластом знаний, которые в его возрасте были мне недоступны (несмотря на то что в шесть лет я уже вовсю читал, а он пока что только со скрипом осваивает совсем простые тексты). Он знает, например, как выглядят китовые акулы в естественной среде обитания и почему их нельзя трогать руками, что такое АС/DC и какой фильм они осчастливили своим саундтреком, как происходит реинкарнация и почему мы не видим инопланетян, как переключать оружие в Call of Duty и много-много другой, несомненно полезной, информации. Отдельная важная тема в его рассуждениях об устройстве жизни — это деньги. И не могу не отметить, что меня это радует.
Деньги являются необходимым атрибутом и связующей тканью современного общества, и вполне отрадно наблюдать, что современное поколение детей это осознает гораздо раньше своих родителей. И если мое знакомство с деньгами состоялось где-то в начальных классах школы на уровне «сходи купи хлеба и посчитай правильно сдачу», то мой сын уже имеет совершенно определенные взгляды на смысл обладания деньгами: «Я когда вырасту, буду зарабатывать деньги, чтобы купить машину, квартиру, мебель, потом жениться (мне же с женой надо будет жить где-то), а потом у меня родятся дети, и им я буду покупать коляску, кроватку и игрушки».
Интерес к деньгам возник у него не на ровном месте и имел чисто практический аспект. После накопления горы игрушек, к которым он терял интерес быстрее, чем можно было их организовать по коробкам, ему объяснили, что игрушки, как и другие предметы потребления, не возникают ниоткуда и требуют вложения денег, которые могут иметь в семье и другое применение. А поскольку в семье все заботятся друг о друге, то надо правильно расставлять приоритеты. Учитывая, что он пока что не зарабатывает деньги самостоятельно, можно начать хотя бы с того, чтобы их считать. Так у нас пошли первые эксперименты в арифметике, тем более что в американских школах деньги являются обязательной составляющей счета (как наиболее естественный объект подсчетов).
Следующим шагом было заведение копилки (нет, не банальной свиньи — забавного разноцветного кота, у которого помимо прорези в спине оказалась замечательная пробка в пузе, через которую накопленные деньги можно регулярно подвергать ревизии). В обычной жизни в Америке генерируется большое количество мелочи, поэтому с наполнением проблемы не возникает. После этого Богдан уже знал, что у него есть его собственные деньги, которые он может тратить по своему усмотрению. При этом ему объяснили, что он сам несет ответственность за то, как их тратить: хочет на мороженое — значит на мороженое, хочет на солдата за $15 — ОК, это его выбор. После того как он вытряс всю накопленную мелочь на какую-то безделушку, ему стало вдруг ясно, что такое разумность в трате денег («Вот смотри, ты на эти деньги мог неделю есть мороженное, а потратил на солдата, коих у тебя уже и так килограмм и которого ты на второй день потерял в школе»).
Отдельным уроком стало введение штрафов за порчу предметов обихода (нет, не обрисованных столов или протертых джинсов — это «естественные потери», свойственные любому ребенку, и я даже не собираюсь ему морочить голову по этому поводу). Был случай, когда он расколотил (то ли из любопытства, то ли по небрежности) довольно дорогие часы, которые мама имела радость приобрести за два дня до того. В качестве компенсации у него было конфисковано содержание в очередной раз наполненной копилки. Он рыдал и обижался, но смыслом наказания было то, что человек за свои поступки обычно несет ответственность и очень часто она имеет денежный эквивалент.
По прошествии некоторого «накопительного периода» Богдан подошел к мысли о том, откуда ж деньги вообще берутся и как их можно заработать. Ему объяснили, что деньги, концептуально, любой человек может получить четырьмя основными способами:
а) накопить знания, которые помогут ему придумать что-то полезное для других людей и это полезное обменивать на деньги (вести свой бизнес), — как мама;
б) приобрести умения, которые будут востребованы уже существующим бизнесом (корпоративная стезя), — как папа;
в) выиграть деньги «в игру»;
г) забрать деньги у других людей силой.
Последние два способа чреваты ущербом для здоровья и жизни (помимо того, что «так нечестно») и поэтому стоит сконцентрироваться на первых двух. Из чего следовал вывод: «ученье — свет, а неученье — чуть свет на работу, улицы подметать». С этих пор дискуссии о «хочу/не хочу делать уроки» стали протекать в более конструктивной манере.
Пока что Богдан только начинает осваивать концепцию кругооборота денег в природе, подчас с применением забавной (для взрослых) логики типа «Папа, давай возьмем это яблоко, продадим другим людям и купим мне машину», но меня не может не обнадеживать то, что он, по крайней мере, мыслит в правильном направлении. Хотелось бы, чтобы к моменту, когда он станет взрослым, мое старческое бурчание по поводу того, кто чего добился («А вот я-а-а в твоем возрасте...»), зависало в пустоте недоговоренных фраз. По причине безоговорочной победы сына над папой.