«Я покупаю (ценные бумаги), следуя простому правилу: действуй с опаской, когда остальные жадничают, и жадничай, когда остальные боятся». Один из богатейших людей на планете, глава Berkshire Hathaway Уоррен Баффетт написал это в программной статье в New York Times под говорящим названием: «Покупайте американское. Как я». Статья вышла в непростое время — в октябре 2008 года, когда ошарашенные падением банка Lehman Brothers Соединенные Штаты пытались избежать наступавшей финансовой катастрофы, инвесторы в панике распродавали акции.
Ну что ж — Баффет и его последователи не остались внакладе: с того времени к началу октября этого года американские акции (судя по индексу S&P 500), подорожали на 25,7%. Очень неплохо для развитых рынков. Впрочем, к началу октября 2010 года индекс S&P 500 так и не восстановился до уровня, на котором был до краха Lehman.
Проблема в том, что испуганных инвесторов все равно слишком много. Призраки массовых дефолтов по суверенным долгам, второй волны кризиса и т. п. не способствуют росту цен на рынке акций. Судите сами. По данным исследовательской компании Investment Company Institute, в августе этого года инвесторы вывели из американских взаимных фондов акций (аналог российских ПИФов) $209 млрд — 4,2% от стоимости чистых активов. С начала года потери фондов акций составили $244,7 млрд (почти 5% активов). Пристанище консервативных инвесторов — фонды облигаций. В августе их активы выросли на 2,2% — на $44,5 млрд (без учета фондов муниципальных облигаций). С начала года рост составил $318,4 млрд (18%).
Настроение инвесторов не усиливает любовь известных финансистов к мрачным прогнозам. Например, Нассим Талеб, автор идеи «черного лебедя», ныне советник хедж-фонда Universa, сомневается в грядущем росте экономики США и настаивает на том, что риски для мировой финансовой системы сейчас намного выше, чем перед началом кризиса. А Билл Гросс, глава инвесткомпании PIMCO, разработал и популяризирует концепцию «новой нормальности» — мира с минимальным экономическим ростом, незначительными доходами от инвестиций и сильным влиянием развивающихся стран на глобальную экономику.
Но, если верить Баффетту, именно эти симптомы предвещают грядущий «бычий» рынок. Гендиректор инвесткомпании Fisher Investments Кен Фишер недавно критиковал теорию «новой нормальности»: «Мы — беспамятные шимпанзе… Следующие 10 лет (для рынка) будут такими же отличными, как и 90-е… У нас великое будущее». Как не поверить?