К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Наивный подход

Наивный подход
Как выжать из индексных инвестиций максимум?

Бенджамин Грэм, автор знаменитых трудов об инвестициях в ценные бумаги и учитель непревзойденного Уоррена Баффетта, советовал определиться со своим стилем инвестирования и по возможности не изменять ему. Он делил всех инвесторов на два типа: пассивный и активный. Активный стиль, кстати, предполагает поиск недооцененных рынком идей, а отнюдь не более активную торговлю. Пассивный тип подразумевает получение среднерыночной доходности с помощью инвестиций в различные индексы.

В этом случае инвестор практически застрахован от получения результатов хуже рынка и не зависит от человеческого фактора. Получение среднерыночной доходности на протяжении длительного времени — значительно более трудное достижение, чем кажется на первый взгляд. Тех же, кто способен стабильно из года в год обыгрывать индексы, можно пересчитать по пальцам.

Говоря об индексах, чаще всего подразумевают так называемые индексы, взвешенные по капитализации, вроде S&P500 или индексов РТС и ММВБ. Доля каждого эмитента в таком индексе соответствует капитализации компании. Теоретически это отражает объективную картину рынка, но в реальности сплошь и рядом подобные индексы создают проблему излишней концентрации портфеля в той или иной ценной бумаге или отрасли.

 

Например, в российском индексе ММВБ доля акций «Газпрома» составляет 16,3%, «Лукойла» — 15,3%, Сбербанка — 12,3%, «Норильского никеля» — 9%. Это означает, что больше половины индекса приходится всего на четырех эмитентов. Отсутствие диверсификации значительно увеличивает рисковые параметры портфеля.

 

Практически в каждом индексе, взвешенном по капитализации, превалируют крупные компании.

Одним из решений этой проблемы является использование для инвестиций так называемых равновзвешенных индексов (Equal Weight Index). Методология создания такого индекса довольно проста — всем компаниям, входящим в классический индекс, присваивается одинаковый вес. В случае с S&P500 на каждую из 500 компаний в индексе приходится 0,2%.

Этот подход также известен как «наивная» диверсификация. Анализ доходности обычного индекса S&P500 и его равновзвешенного аналога S&P500 Equal Weight Index показывает, что на периоде 10 лет последний показал результат на 38% лучше! В годовом выражении S&P500 Equal Weight Index показывает в среднем результат на 3% лучше, чем традиционный индекс.

 

У этого феномена есть еще несколько объяснений. Такой способ конструирования индекса значительно увеличивает веса компаний средней и малой капитализации, доля которых в традиционных индексах невелика. Любой опытный инвестор знает, что самый впечатляющий рост нередко наблюдается именно среди небольших компаний. В обычном индексе S&P500 на 10 крупнейших компаний приходится примерно 20% веса, а в равновзвешенном индексе эти компании получили всего 2%.

В равновзвешенных индексах меняются доли отдельных секторов, потому что вес сектора начинает определяться не размером, а количеством входящих в него компаний. Например, в случае с российским индексом ММВБ, включающим 30 компаний, на нефтегазовый сектор приходится 52% индекса. Если бы на все 30 компаний, входящих в индекс, приходился одинаковый вес, доля нефтегазового сектора уменьшилась бы до 30%. Рост такого индекса по итогам 2010 года составил бы 36,7%, а не 21% (обе цифры в долларах США).

Ну и наконец, в алгоритм равновзвешенного индекса заложено классическое правило инвестирования «продавай дорого, покупай дешево». Так как в индексе должны поддерживаться равные веса всех входящих в него компаний, инвестор будет вынужден продавать излишне подорожавшие акции и, наоборот, докупать подешевевшие. Всего лишь следование этому нехитрому принципу драматически влияет на результат.

Автор — управляющий партнер UFG Wealth Management

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+