Автор — президент компании «Росэнергосбережение»
Тарифы на ЖКХ растут, а качество услуг не улучшается. Что делать? Правильно, судиться. И суды буквально завалены исками по теме ЖКХ. Превалирует два типа: взыскание задолженности по оплате коммунальных услуг со стороны их поставщиков и претензии к качеству услуг со стороны потребителей. Жалоб много, а дел, доведенных до суда и выигранных там, пока единицы. Рассмотрим два дела по искам в Санкт-Петербурге и Костроме. Выбор не случаен. Оба закрыты после долгих судебных разбирательств, по ним уже приняты окончательные решения, и это уже позволяет сделать выводы.
Санкт-Петербург. Дело было рассмотрено в четырех инстанциях, то есть не дошло разве что до Европейского суда. Истцом выступила тепловая компания ГУП «ТЭК», ответчиком — ТСЖ «Соратник» (многоквартирный дом на проспекте Наставников). Причиной разбирательства стала задолженность ТСЖ по договору подачи тепловой энергии. Часть денег ответчик заплатил, а остальные платить отказался, сославшись на то, что ресурс (тепло) был ненадлежащего качества. Если проще, вода в трубах отопления была холодной.
В ходе разбирательств выяснилось, что во время одной из аварий ГУП действительно допустил нарушение температурного режима. Но главное — это то, как ТСЖ доказало отсутствие отопления. Во-первых, были предоставлены отчеты теплопотребления, которые отображали ежедневную температуру теплоносителя на входе в дом. Во-вторых, заявления граждан об отсутствии тепла. В-третьих, протоколы изменения метеорологических факторов. Иск ГУП «ТЭК» в результате был отклонен. ТСЖ сэкономило около 240 000 рублей.
Упомяну похожую историю, случившуюся в Тамбове. Но на этот раз истцом выступило ТСЖ, участники которого были недовольны периодически пропадавшим напором горячей воды в кранах. ТСЖ предоставило отчет по качеству коммунальной услуги горячего водоснабжения за спорный период. В нем были четко видны изменения давления в системе. Опять же, если бы не было возможности оценить этот параметр, иск был бы отклонен. А в данном случае ТСЖ выиграло.
Кострома. Теперь мы с вами отправляемся в Кострому. Истцом выступала «Территориальная генерирующая компания №2» (ТГК-2), ответчиком — УК «Костромской дом» (два десятка многоквартирных домов в Костроме). Суть иска — взыскание с УК 3,14 млн рублей долга по оплате тепловой энергии в ноябре-декабре 2007 года. Иск рассматривался в восьми судах и в итоге был удовлетворен, правда, при этом сумма претензий скорректирована.
Когда начались разбирательства, выяснилось, что в домах отсутствуют приборы учета. Договор между УК и поставщиком ресурсов не заключен, но ресурс в дома поставляется. При этом суд пришел к выводу, что учет энергии без приборов возможен и должен производиться по утвержденным нормативам. Что логично, ведь в большинстве домов счетчики отсутствуют, но ресурс подсчитывается и оплачивается.
Мораль? Если коммунальная услуга предоставлена, то, согласно нашему законодательству, она должна быть оплачена. У управляющей компании (или ТСЖ) нет договора с ресурсоснабжающей организацией и приборов учета? Тем хуже для потребителя. У него нет подтвержденных приборами данных об объеме и качестве оказанных услуг. А значит, и возможности отстоять свои права. «Костромской дом» был вынужден доплатить коммунальщикам 3 млн рублей.
А теперь несколько важных выводов и замечаний.
Первое. ТСЖ проигрывают в суде, если не зафиксированы моменты начала и окончания предоставления некачественной услуги. Что-либо доказать просто невозможно.
Второе. Когда собственники жилья ТСЖ и/или УК принимают решение устанавливать общедомовые приборы учета, необходимо обратить внимание на возможность учета не только количества, но и качества коммунальной услуги. Это касается и воды, и тепла.
Третье. Важно помнить, что потребители поодиночке в судах беззащитны. Все преимущества — у ресурсоснабжающей организации: она может содержать юристов с отличной подготовкой и большим опытом. Но если собственники объединены в составе дееспособного ТСЖ или нанята эффективная управляющая компания, то у жильцов неплохие шансы на победу. По крайней мере, законодательство по большей части на их стороне.
Сегодня, наверное, в России не найти ни одного дома, жители которого были бы полностью довольны качеством предоставляемых им энергоресурсов. В подавляющем большинстве случаев их недовольство имеет под собой законные основания. И как явствует из сказанного выше, при наличии ряда условий коммунальщиков вполне реально наказать.
И это правильно. Если ресурсоснабжающая организация не заботится о качестве услуги, она не должна получать денег. Неплохой стимул к изменению сложившегося положения дел.
Автор — президент компании «Росэнергосбережение»