Металлургическая компания «Мечел» Игоря Зюзина привлекла Rothschild Group для переговоров с банками-кредиторами, сообщил Forbes источник, близкий к переговорам, и подтвердил представитель «Мечела». Руководитель российского офиса Rothschild Джеймс Фриел сообщил Forbes, что с января компания действительно выступает в качестве финансового консультанта «Мечела» и ведет переговоры с банками-кредиторами. От других комментариев он отказался. Так же поступил и представитель «Мечела».
Источник Forbes, близкий к одной из сторон переговоров, сказал, что совместно с «Мечелом» Rothschild должен разработать новый план реструктуризации долга. Пока этот план находится в работе, но должен быть готов в ближайшие несколько недель, уточнил он. На сайте Rothschild говорится, что у группы есть большой опыт в консультировании по вопросам долгов и их реструктуризации.
С 2010 года группа провела консультации по сделкам на общую сумму свыше $700 млрд по всему миру.
«Авторитет банкиров позволит найти выход из переговорного тупика — Ротшильдам доверяют все стороны. Сторонам давно нужно было нанять посредников — независимые консультанты позволят избежать персональных трений. Бывший шахтер Игорь Зюзин, который всегда ставил во главу угла производство, был не самым удобным собеседником для банкиров», — сказал другой источник Forbes, близкий к одной из сторон переговоров.
Основные кредиторы «Мечела» — ВТБ, Газпромбанк и Сбербанк, которые контролируют 70% долга. Поначалу у всех трех банков была единая позиция. После того, как ВЭБ отказался рефинансировать долг «Мечела», они добивались конвертации $3 млрд долга в 75% акций компании. Но переговоры зашли в тупик. И теперь ВТБ пытается взыскать с «Мечела» 50 млрд рублей в суде, Сбербанк заявил о готовности обсуждать реструктуризацию долга, а Газпромбанк полностью встал на сторону «Мечела» и помогает в переговорах с остальными кредиторами.
Из-за девальвации финансовое положение металлургической компании улучшается: рублевая часть долга в долларовом выражении снижается, при этом примерно треть выручки и половина EBITDA «Мечела» приходится на экспорт.
Отчет по МСФО за 2014 год «Мечел» пока не выпускал, но, по прогнозу Citi от 3 февраля 2015 года, чистый долг компании на конец 2014 года был равен $6,631 млрд, а EBITDA — $669 млн. Таким образом, долговая нагрузка компании составляет 9,5 EBITDA. На конец 2013 года отношение чистого долга к EBITDA равнялось 12,6.
У «Мечела» уже есть опыт работы с Rothschild Group. В 2012 году металлургическая компания привлекала этого финансового консультанта для продажи 25% в горнорудном дивизионе «Мечел-Майнинг». Деньги нужны были на разработку Эльгинского угольного месторождения. Это самое крупное месторождение коксующегося угля в России и одно из крупнейших в мире: его запасы по стандартам JORC составляют 2,2 млрд т угля. Но потом «Мечел» отказался от идеи продажи доли в горнорудном дивизионе, решив искать инвестора непосредственно в Эльгинский проект. Переговоры с потенциальными инвесторами идут до сих пор.