Как выяснил Forbes, несколько иностранных и российских инвесторов обратились в различные органы власти с жалобами на дивидендную политику «Транснефти». Содержание писем похоже.
«Мы обеспокоены различными проблемами в области корпоративного управления «Транснефти», которые существенно подрывают привлекательность инвестиций в российские госкомпании <…> Особую обеспокоенность вызывает подход «Транснефти» к распределению дивидендов, который, в случае сохранения в будущем, будет приводить к несправедливому отношению к инвесторам и негативному влиянию на имидж российских госкомпаний», — говорится в письме фонда UFG Asset Management премьер-министру Дмитрию Медведеву, первому вице-премьеру Игорю Шувалову, помощнику президента Андрею Белоусову и руководителю Росимущества Дмитрию Пристанскову.
Этим же людям адресовано письмо Prosperity Capital Management: «Мы обеспокоены стремлением «Транснефти» накопить чистую прибыль. Консолидированные отчеты группы компаний «Транснефть» показывают, что 95% выручки группы генерируется головной компанией. Тогда как чистая прибыль головной компании в концу года (например, в 2013-2014 годах) это маленькая часть (7-20%) от чистой прибыли группы <…> Это показывает, что чистая прибыль «Транснефти» искусственно преуменьшена путем перевода ее на дочерние компании».
УК «Лидер» обращается к министру экономического развития Алексею Улюкаеву: «Хотели бы высказать свою озабоченность по вопросу дивидендной политики одного из крупнейших эмитентов на российском финансовом рынке с существенной долей государства в уставном капитале — ПАО «Транснефть», которое выплачивает своим акционерам крайне низкий размер дивидендов — лишь 1-5% консолидированной чистой прибыли по МСФО, искусственно создавая ограничения по выплатам. Исторически «Транснефть» формирует на головной компании стабильно низкий размер чистой прибыли (4-20% от консолидированной чистой прибыли всей группы «Транснефть»).
«Инвесторы приветствовали желание правительства России приблизиться к международным финансовым стандартам и к принципу выплаты дивидендов на уровне как минимум 50% от чистой прибыли в госкомпаниях. К сожалению, это так и не было принято в полной мере», — говорится в письме Deutsche Bank Шувалову, Улюкаеву и Пристанскову.
Большинство официальных представителей фондов отказались от комментариев или не ответили на запросы Forbes. Источник в одном из фондов рассказал, что «цель писем — вытащить эти проблемы в публичную плоскость». «Ответа от ведомств мы пока не получали», — заявил Forbes директор по телекоммуникациям, финансовому сектору и транспорту Prosperity Capital Management Александр Васюк.
30 августа Росимущество отреагировало на эти обращения в направленном в Минэкономразвития письме (Forbes также с ним ознакомился). «В отношении дивидендной политики ПАО «Транснефть» управление (имущественных отношений и приватизации крупнейших организаций Росимущества) сообщает, что, по информации ПАО «Транснефть», утверждение дивидендной политики планируется во втором полугодии 2016 года», — говорится в документе.
Пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин назвал письма инвесторов «упражнениями в эпистолярном жанре несостоявшегося писателя, остающегося пока анонимом». Он отметил одинаковый посыл этих писем. «Среди этих писем нет ни одного от наших акционеров. Поэтому письма можно считать пожеланием ряда инвесторов, при выполнении которого эти инвесторы (в том числе зарубежные) вложили бы деньги в компанию «Транснефть», даже несмотря на то что сама компания попала в санкционные списки. Однако у компании нет планов размещения привилегированных акций», — говорит Демин. По его словам, акции «Транснефти» инвестиционно привлекательны и растут в цене.
Источник, близкий к компании, полагает, что за этой кампанией может стоять один бенефициар.
На тезисе несправедливости в распределении дивидендов «Транснефти» между обыкновенными и привилегированными акциями последние несколько месяцев настаивает фонд Ильи Щербовича UCP. Одна из структур Щербовича UCP Industrial Holdings, зарегистрированная на Каймановых островах, с 2011 года скупила 484 952 привилегированных акций «Транснефти», или 6,8% от ее уставного капитала. В марте 2016 года фонд подал иск к «Транснефти» с требованием изменить дивидендную политику.
В 2013 году компания заплатила держателям привилегированных акций лишь по 724,21 рубля за бумагу, а обыкновенных — по 1221,38 рубля. UCP считает такую разницу в начисленных дивидендах несправедливой: типовой устав компаний и госпредприятий содержит правило, согласно которому размер дивиденда по «префам» должен быть не меньше размера дивиденда по обыкновенным акциям и при необходимости должен быть «увеличен до размера дивиденда, выплачиваемого по обыкновенным акциям».
Из-за занижения размера дивидендов для владельцев привилегированных акций UCP недополучил деньги. Сейчас он требует от «Транснефти» 97,2 млн рублей в виде упущенной выгоды и процентов.
На вопрос, имеет ли UCP какое-то отношение к письмам инвесторов, представитель группы Ирина Ланина ответила, что в компании знают, что другие акционеры «Транснефти» выражают свое недовольство дивидендной политикой компании: «Акционеры общаются и друг друга поддерживают, надеются на защиту своих прав государством». По ее словам, в этом году «Транснефть» опять в аутсайдерах по выплате дивидендов среди госкомпаний — всего 9% чистой прибыли по МСФО было направлено на выплату акционерам при средних выплатах в 20-25%. Также, говорит она, по итогам 2015 года права привилегированных акционеров были нарушены во второй раз, «Транснефть» заплатила дивиденды владельцам привилегированных акций в 2,5 раза меньше, чем на обыкновенные акции при равном номинале. «Все акционеры пострадали от действий Транснефти, неудивительно, что недовольство нарастает», — заключила она.
Также в конце августа стало известно, что международная юридическая фирма Berwin Leighton Paisner, представляющая интересы нескольких владельцев привилегированных акций «Транснефти», обратилась в российское правительство. Их обращение было адресовано Шувалову и Белоусову. Клиенты BLP обеспокоены подходом «Транснефти» к распределению дивидендов, который в случае сохранения в будущем «будет приводить к несправедливому отношению к инвесторам и негативному влиянию на имидж российских госкомпаний», сообщали СМИ со ссылкой на письмо. Аппарат правительства поручил Министерству экономического развития рассмотреть письмо BLP.