Резервный генератор: зачем корпорация NRG взялась за альтернативную энергетику
В подвале дома Дэвида Крейна, генерального директора энергетического гиганта NRG Energy, установлен резервный электрогенератор Beacon 10. Он работает на природном газе, который поступает из городской сети Принстона (штат Нью-Джерси), где живет Крейн.
Beacon 10 разработал Дин Кеймен, изобретатель скутеров Segway. Его максимальная мощность 10 кВт — это втрое больше, чем в среднем потребляет одно домохозяйство. Beacon 10 устроен по принципу тепловой машины Стирлинга (в таком устройстве поршень движется в замкнутом пространстве со скоростью, зависящей от интенсивности внешнего нагрева), конструкцию Кеймен совершенствовал 10 лет. В итоге его двигатель куда более тихий и эффективный, чем представленные на рынке дизельные резервные генераторы.
Теперь Кеймену предстоит снизить стоимость устройства примерно до $10 000. Это тот ценовой порог, при котором двигателем заинтересуются домовладельцы, которые помнят, как неделями сидели без электричества после мощных ураганов, таких как Сэнди, Катрина и Айк. «Я думаю, через пару лет их начнут устанавливать при строительстве дорогой недвижимости», — говорит Кеймен.
Но 55-летнего Крейна в изобретении Кеймена более всего привлекает то, что при достаточно низких ценах на газ Beacon 10 может быть не только резервным генератором. Он способен отлично работать в тандеме с солнечными панелями, закрепленными на крыше.
Солнечные батареи для крыш — самый быстрорастущий сегмент бизнеса NRG.
Крейн уверен, что Beacon 10 будет пользоваться еще большим успехом. «Подумайте, как это глупо, если в XXI веке ваше энергоснабжение зависит от 120 млн деревянных столбов!» — заявил он недавно на совещании с представителями коммунальных компаний.
Ставка на солнце
NRG — крупнейший в США независимый производитель электричества с годовым оборотом более $12 млрд. Два года назад NRG за $5,5 млрд приобрела компанию GenOn, владевшую 125 электростанциями в 24 штатах. Треть из них работали на угле. Именно из-за большой зависимости компании от угля Крейн так стремится развивать альтернативную энергетику. Пока в США нет налога на выброс углекислого газа, но инвесторов в энергетику уже беспокоит растущее регулирование отрасли со стороны федерального Агентства по охране окружающей среды. Аналитик Хью Уинн из Bernstein Research подсчитал, как введение налога на выброс двуокиси углерода повлияет на бизнес крупнейших производителей электричества в США. По его подсчетам, наибольший урон, примерно 50% выручки, понесет NRG. На втором месте по потерям — AES Corp. (около 3% выручки). Почему разрыв так велик? NRG не коммунальная компания и не может обратиться к регулятору за разрешением переложить дополнительные расходы на потребителей.
Крейн много говорит о том, как введение налога на выброс двуокиси углерода убьет традиционные электросети. Это как с почтой, поясняет он. Все действительно важные отправления обслуживают UPS и FedEx. Традиционным почтовым отделениям ничего не остается, кроме как поднимать цены, чтобы оправдать затраты, а это еще более отпугивает клиентов. Аналогичным образом действуют и поставщики электричества. К счастью для NRG, налог вряд ли введут в ближайшее время. «Это означает, что у Крейна есть много времени для отработки риторики, — говорит Брендон Блоссман, управляющий директор по исследованиям инвестбанка Tudor, Pickering, Holt & Co. — И есть деньги, которые можно потратить на создание источников выручки, не имеющих отношения к угольной генерации».
Переориентируя NRG на производство экологически чистой электроэнергии, Крейн намерен продавать или сдавать в аренду домовладельцам десятки тысяч солнечных батарей, генераторов и «умных» термостатов. Этой же стратегии уже несколько лет придерживается компания Илона Маска SolarCity — крупнейший в США производитель солнечных батарей для домохозяйств, имеющий годовую выручку $200 млн и рыночную капитализацию $6 млрд. «Мы создадим мощности, которые позволят нам обойти SolarCity, — говорил Крейн, капитализация компании которого вдвое выше. — Наше преимущество: готовая инфраструктура перекрестных продаж».
Через принадлежащие ей электросбытовые компании, например Reliant Energy, NRG может достучаться до 3 млн потребителей. «Но сейчас лояльность этих потребителей почти нулевая, — признает Крейн. — Текучка доходит до 30% в год. Многие меняют поставщика электричества из-за разницы в цене в десятую часть цента за киловатт-час». Но ситуация может измениться: 80% солнечных систем для домохозяйств сдаются в аренду на 20 лет.
«Это означает, что вы станете моим потребителем на следующие 20 лет. Вы нас не бросите», — говорит бизнесмен.
В прошлом году NRG заработала на солнечной энергетике $100 млн. В 2014 году она рассчитывает увеличить выручку за счет покупки компании Roof Diagnostics, которая монтирует солнечные батареи на крышах домов, и завершения строительства гигантской солнечной электростанции Ivanpah в Калифорнии.
Творческое предпринимательство
Инвестбанкир Крейн с дипломами университетов Лиги плюща (Принстонского университета и Гарвардской школы права) занялся энергетикой в 1990-х годах, работая в энергетической группе банка Lehman Brothers. После этого он работал в энергокомпании International Power, пока в 2003 году NRG не переманила его на должность гендиректора. В то время компания восстанавливалась после банкротства, которое стало следствием скандального краха Enron. Вскоре после вступления Крейна в должность NRG продала несколько электростанций, затем в 2006 году купила за $8,3 млрд энергокомпанию Texas Genco, чтобы проложить дорогу на привлекательный техасский рынок.
Крейн запустил проект строительства двух дополнительных реакторов стоимостью свыше $13 млрд на АЭС South Texas Project. Но в 2011 году в Америке начали добывать много природного газа, что окончательно угробило атомную генерацию, и он отказался от проекта (списав $300 млн убытков на строительные расходы). В 2012-м последовало приобретение GenOn. Аналитики отмечают, что Крейн гибко меняет стратегию в зависимости от обстоятельств.
Движение в сторону распределенных источников генерирования электроэнергии «совершенно правильное», замечает Джон Крейтс, управляющий директор Rocky Mountain Institute, научно-исследовательского центра в области энергетики. «Со временем люди будут заходить в магазин Home Depot и выбирать новый домашний генератор так же, как они выбирали бы новый отопительный котел для своего дома».
Американский институт Rocky Mountain Institute во главе со знаменитым адептом «зеленой» энергетики Эмори Ловинсом совместно с NRG разрабатывал генерирующую систему для любимой опытной площадки Крейна — острова Некер, принадлежащего Ричарду Брэнсону.
Брэнсон мечтал освободить свое убежище на Британских Виргинских островах от дизельных генераторов, которые используются на Карибах повсеместно.
Они надежны, но стоимость вырабатываемого электричества достигает 27 центов за киловатт-час. На материке газовые турбины выдают киловатт за 7 центов, ветряки на удалении от берега — за 20 центов, а солнечные панели производят его примерно за 13 центов с меньшим выбросом углекислого газа. Так что Брэнсон подписал с NRG контракт на создание микросети на Некере.
Секрет этой системы — специальный софт, который помогает сбалансировать потребности острова в электроэнергии и мощность, выдаваемую ветряными турбинами и солнечными панелями. Излишки электроэнергии накапливаются в аккумуляторе. Когда на острове дует ветер, светит солнце и аккумуляторы заряжены на полную мощность, электросеть приводит в действие систему по опреснению морской воды.
«Мы надеемся превратить Некер в испытательный полигон, чтобы продемонстрировать, чего можно добиться в альтернативной энергетике, — говорит Брэнсон. — И мы собираемся выиграть эту битву с помощью одного лишь творческого предпринимательства».
На более крупных островах Карибского моря есть потенциал для выработки излишков энергии, которые позволят заряжать электромобили, уверен миллиардер. Со временем некоторые острова могут прекратить закупку дизельного топлива. Те же методы способны работать и на всей территории США: электромобили станут парком аккумуляторов, которые уравновешивают производство и потребление в электросети, когда подключены к ней. «50 млн электромобилей, связанных в единую сеть, будут отличной системой хранения энергии, — прогнозирует Крейн. — Но это далекая перспектива». Пока важнее наладить продажи генераторов для подвалов.