Почему менеджеры в госкомпаниях зарабатывают больше, чем в частном бизнесе
Опровержение
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 1 августа 2014 года признаны не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию Игоря Ивановича Сечина распространенные редакцией сайта Forbes.ru — ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» и автором материала Еленой Владимировной Березанской на интернет-сайте http://www.forbes.ru по адресу http://www.forbes.ru/kompanii/resursy/247681-gosudareva-shchedrost-pochemu-gosmenedzhery-zarabatyvayut-bolshe-glav-chastn в материале под заголовком «Почему менеджеры в госкомпаниях зарабатывают больше, чем в частном бизнесе» следующие сведения:
«...Глава компании Игорь Сечин заработал… $50 млн…»
_____________
Двадцать пять самых высокооплачиваемых руководителей компаний в России могут похвастаться совокупным заработком $325 млн. По $13 млн на человека. Впечатляющий результат, но он производит куда более сильное впечатление, когда узнаешь, что всего за год эта сумма выросла на треть. Как это получилось?
В 2012 году Forbes впервые составил рейтинг наиболее высокооплачиваемых гендиректоров российских компаний. Год назад государственные компании платили руководителям значительно больше, чем частные, а за год разрыв только увеличился. В 2012 году в список вошли 11 представителей госкомпаний, их общий заработок составил $147 млн, в 2013-м их 13, с вознаграждением $226 млн. Сумма компенсаций СЕО компаний частного сектора почти не изменилась — $97 млн против $99 млн в 2012 году.
Мы ограничили круг потенциальных участников 70 крупнейшими по выручке за 2012 год предприятиями, исключив компании, которыми управляют собственники («Лукойл», «Северсталь», «Русал», «Норильский никель» и др.). Изучив официальную отчетность компаний, опросив более 10 консультантов по подбору менеджеров высшего звена, используя информацию источников, мы получили экспертную оценку компенсаций СЕО. Итоговая цифра учитывает вознаграждение гендиректора в компании (зарплата, гарантированный бонус, бонус по результатам деятельности компании, бонус, привязанный к росту акций, процент от прибыли и другие денежные выплаты) и в советах директоров дочерних структур. Также учитывались возможные выплаты руководителям за пределами России.
Практически во всех госкомпаниях суммарное вознаграждение заметно выросло. Исключение — «Газпром нефть» и Газпромбанк. Но этому есть объяснение: «Газпром нефть» в 2012 году приняла новую программу по выплате вознаграждения, основанного на приросте стоимости акций. То, что топ-менеджеры недополучили в прошлом году, они получат позже. В Газпромбанке зарплаты и премии немного выросли, но в 2012 году не было выплат, привязанных к росту акций.
В частных компаниях суммарное вознаграждение во многих случаях существенно уменьшалось. В АФК «Система» оно за 2012 год оказалось почти в три раза меньше, чем за 2011 год ($55 млн вместо $149 млн), выплаты ключевым менеджерам X5 Retail Group сократились с $269 млн до $113 млн.
Самый большой рост — в «Роснефти», где топ-менеджеры заработали за 2012 год в два раза больше, чем за 2011-й ($293 млн против $150 млн). ..., по оценкам, ... и занял первое место в списке.
Существенно увеличила выплаты и Группа ВТБ — с $194 млн до $232 млн. Кроме того, ряд менеджеров, как и в 2011 году, получили дополнительно $40 млн в виде дивидендов от входящего в группу кипрского банка. Вознаграждение Андрея Костина выросло до $35 млн (2-е место в списке).
Третье место занял Алексей Миллер. Его результат, $25 млн, с прошлого года не изменился. «Газпром» наградил менеджеров щедрее, чем в прошлом году, но ненамного — в совокупности они заработали $68 млн (в 2011-м — $61 млн).
В отличие от государственных частные компании понимают, что рынок труда стагнирует вместе со всей экономикой, и стараются сохранить фиксированную часть компенсации топ-менеджеров на прежнем уровне, рассказывает Антон Стороженко, гендиректор консалтинговой компании Kienbaum в России. Компенсацию увеличивают в исключительных случаях, обычно когда невозможно найти нужного человека внутри компании.
Нередко компании стараются избавиться от высокооплачиваемых руководителей, которых наняли в тучные докризисные времена. Так, например, владелец и СЕО «Северстали» Алексей Мордашов недавно расстался с двумя топ-менеджерами, которым платил, по оценкам хедхантеров, по $5 млн, продвинув более молодых и не столь высокооплачиваемых. Главу дивизиона «Северсталь Российская Сталь» Александра Грубмана, которого наняли в 2006 году, в июле 2013-го сменил Сергей Топоров — он проработал в «Северстали» 18 лет. В сентябре ушел гендиректор дивизиона «Северсталь Интернэшнл» и подразделения «Северсталь Северная Америка» Сергей Кузнецов. На это место пришел его бывший подчиненный, индиец Сайкат Дей.
«Сегодня больше внимания уделяется операционной эффективности, поиску этой эффективности внутри своих организаций», — говорит партнер Ward Howell Элла Сытник. На большинство государственных компаний это правило пока не распространяется.