В четверг в 9 утра по лондонскому времени истекает срок, когда консорциум ААР («Альфа-групп» Михаила Фридмана и партнеров, Access Industries Леонарда Блаватника и «Ренова» Виктора Вексельберга) мог сделать предложение о выкупе доли BP в ТНК-BP. Предложения от ААР не последует, рассказал Forbes источник, близкий к переговорам компаний. По его словам, консорциум не смог привлечь финансирование для сделки, потому что большинство банков, с которыми велись переговоры, подписали соглашения об эксклюзивности с «Роснефтью». Соглашения с госкомпанией предусматривают, что банки не имеют права предоставлять кредиты другим претендентам на покупку акций ТНК-BP.
Все это фактически означает, что BP изначально рассматривала в качестве покупателя своего пакета в ТНК-BP только государственную «Роснефть» и не собиралась вести серьезных переговоров с ААР, считает собеседник Forbes.
Сейчас ТНК-BP, третья по величине нефтяная компания в России, контролируется ААР и BP, которым принадлежат по 50% акций. Но взаимоотношения акционеров нельзя назвать безоблачными — корпоративные конфликты в ТНК-BP не утихают с 2008 года. Первой отказаться от партнерства решила BP: о своем решении продать долю компания объявила в июне. «Роснефть», которую к тому времени уже возглавил бывший вице-премьер Игорь Сечин, тут же вступила в переговоры с британцами. В сентябре глава совета директоров BP Карл Хенрик Сванберг, главный исполнительный директор компании Роберт Дадли и Сечин встретились с Владимиром Путиным. Об итогах этой встречи журналистам рассказал Сечин. По его словам, «Роснефть» готова выкупить долю BP в ТНК-BP, а британцы собираются вложить вырученные средства в проекты в России и в акции «Роснефти».
Перспектив развития ТНК-BP в партнерстве с «Роснефтью» ААР не видит, поэтому в сложившейся ситуации рассматривает возможность продажи своего пакета акций нефтяной компании, в том числе через IPO, говорит источник, знакомый с планами консорциума. На прошлой неделе ААР уведомил об этом BP. Теперь по соглашению акционеров, в течение 45 дней BP может обозначить свое намерение вступить в переговоры, а затем в течение 90 дней их провести. Если по истечении этого срока BP не сделает предложение о выкупе доли партнера, консорциум получит возможность продать свои акции третьей стороне.
ААР уже договаривается о продаже своей доли «Роснефти», рассказал в среду Forbes источник, близкий к консорциуму. Рамочное соглашение между ААР и «Роснефтью» уже подписано, в нем закреплено, что сумма потенциальной сделки составит $28 млрд. Ту же информацию распространил британский телеканал Sky News. По данным Forbes, предполагается, что часть этой суммы «Роснефть» оплатит собственными акциями, а ААР получит представительство в совете директоров госкомпании.
По мнению источника Forbes, если «Роснефть» выкупит долю ААР, то BP останется акционером ТНК-BP, но, скорее всего, уступит «Роснефти» контрольный пакет в компании. ТНК-BP — стратегический актив для британской компании: на ее долю приходится около 27% запасов BP и почти 30% ее добычи.
Впрочем, источники Financial Times и The Wall Street Journal утверждают, что британская компания по-прежнему рассматривает вариант целиком продать свой пакет «Роснефти». По их данным, выкуп акций BP может обойтись «Роснефти» дешевле, чем доли ААР. Сумма сделки с BP оценивается в $25 млрд и она также может быть частично оплачена акциями госкомпании.
Может ли «Роснефть» позволить себе выкупить обоих совладельцев ТНК-BP? В теории такое возможно, рассуждает аналитик Номос-банка Денис Борисов. У «Роснефти» есть казначейский пакет акций (12,5%), который по текущим котировкам стоит более $9 млрд. Если госкомпания использует его для оплаты акций ТНК-BP, ей придется занять на рынке еще около $44 млрд. После такой операции долг «Роснефти» (с учетом обязательств ТНК-BP) составит рекордные $70 млрд. Для сравнения: чистый долг «Газпрома», который стоит в полтора раза больше «Роснефти», никогда не превышал $45 млрд.
Но «Роснефть» может позволить себе влезть в такие долги. По расчетам Борисова, после всех займов соотношение долга компании к ее EBITDA (имеются в виду консолидированные показатели «Роснефти» и ТНК-BP) составит около 2. Примерно таким же оно было у госкомпании в 2007 году — после того как «Роснефть» привлекла многомиллиардные кредиты на покупку активов ЮКОСа. Прогнозировать, каким будет решение «Роснефти» в этой ситуации, аналитики не берутся: все будет зависеть от аппетитов руководства госкомпании. Получив 100% ТНК-BP, «Роснефть» с добычей около 4,5 млн баррелей в день будет недосягаема для конкурентов из числа публичных компаний (текущая добыча BP — 2,3 млн баррелей, ExxonMobil — 2,2 млн баррелей).
В «Роснефти» и BP отказались от комментариев. Главный управляющий директор ААР Стэн Половец подтвердил только, что российские акционеры не намерены делать предложение ВР о выкупе ее доли в ТНК-ВР. Информацию о переговорах с «Роснефтью» он не комментирует.