«Я мог бы у себя за городом париться, но мне нравится социальная тема — общаешься с людьми по-простому, без понтов», — рассказывает Кирилл Ратников, президент Ratnikov GR Solutions, завсегдатай «Сандуновских бань» с 2001 года. Для специалиста по общению с госструктурами трудно найти более удачное место для завязывания неформальных связей. Ратников ходит в баню в компании топ-менеджеров банков, силовиков, строителей и нефтяников. Между заходами в парилку решалось много насущных вопросов и даже заключались сделки: однажды, вспоминает собеседник Forbes, прямо в бане нашли участника тендера на строительство автодороги в Подмосковье. «Как тут не посодействовать, если мы друг друга голышом уже пять лет видим!», — смеется Ратников.
Москва без бань — не Москва, уверял журналист Владимир Гиляровский. Известные столичные бани — «Сандуновские», «Варшавские», «Краснопресненские», «Ржевские», «Царицынские» — это не только источник легкого пара, но и элитарный клуб, куда ходят бизнесмены, чиновники, спортсмены и актеры. Общественные бани любят, например, Александр Мамут, финансист Марк Гарбер, адвокат и ресторатор Александр Раппопорт, пару лет назад в Сандунах были замечены Петр Авен и Роман Абрамович.
Общественные бани — это еще и неплохой бизнес. «Банная тема в последнее время активно развивается, причем не только в Москве, но и в регионах — Казани, Сочи», — подтверждает Forbes заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин, сам, кстати, большой поклонник бани. Кто владеет самыми известными столичными банями и каковы перспективы этого бизнеса?
Бизнес на пару
«На пространке» — в темном и строгом, как готический собор, зале высшего мужского разряда Сандунов — стоит негромкий гул. Все места заняты мужчинами в простынях: одни неспешно едят, другие пьют чай с медом, третьи возвращаются из парной — передохнуть и отдышаться. Между рядами скользят банщики, разнося кружки, тарелки, записывая желающих на парение и массаж. Как только уходит одна компания, ее место тут же занимает другая. В разрядах всегда живая очередь, здесь нельзя забронировать места заранее. В чем причина популярности? «В Сандунах мне нравится пар, — говорит Хуснуллин. — Первый раз оказался там лет 25 назад. С тех пор хожу. Мне как человеку, рожденному в СССР, вообще близка тема общественных бань».
Сандуны — старейшие и самые известные бани Москвы. Каменная баня на берегу реки Неглинки была построена в 1808 году придворным актером Силой Сандуновым на деньги — так гласит легенда — от проданных бриллиантов, которые императрица Екатерина II подарила его жене Елизавете. В конце XIX века бани были перестроены: появились холл с позолоченной лепниной и мраморной лестницей в стиле рококо, библиотека с камином, готический зал с мебелью из мореного дерева и витражами, бассейн с ионическими колоннами. В «царь-бани», как называл Сандуны Федор Шаляпин, ходили Чехов, Толстой, Рахманинов, Маяковский (у пролетарского поэта была даже собственная лавочка — сейчас к ней прикручена табличка с надписью: «Здесь мылся человек, шагающий в ногу со временем»).
В советское время Сандуны тоже были в почете. «Бобров и Федотов из ЦСКА ходили в баню на массаж, взвешивались, а мы, пацаны, подходили к своим кумирам, чтобы хотя бы до них дотронуться», — вспоминает полковник Олег Нечипоренко, сотрудник внешней разведки КГБ. Те, кто однажды попал в Сандуны, уверяет Нечипоренко, ходят в них всю жизнь.
Так вышло с Хамитом Алеевым, который в 1970-е годы пришел работать в Сандуны разнорабочим, потом стал банщиком, потом — гендиректором и владельцем 28% акций ООО «Сандуновские бани». Сейчас Алеев на пенсии, но в бане появляется еженедельно — под первый пар, когда парная еще сухая.
Всего акционеров пятеро, все они — бывшие сотрудники бани (от общения с Forbes они отказались). Николай Демидов (18%), например, работал в службе снабжения, был заведующим мужским отделением, потом работал коммерческим директором; Роберт Арутюнов (18%) был заведующим в номерных отделениях, стал первым заместителем директора. «Удивительно, как владельцам удалось не переругаться между собой и сохранить Сандуны — в 1990-е годы баня была ужасном состоянии, прибыли практически не было», — вспоминает еще один собеседник Forbes.
Бывший замдиректора по производству Петр Кулагин (умер в 2011 году) лично парил по субботам в первом мужском разряде. «Однажды я насчитал в парной 102 человека — все пришли специально на Петра Григорьевича. Такого кайфа я никогда не испытывал», — вспоминает генеральный директор «Сандуновских бань» Максим Пашков.
Сердце бани — ее парная, печи натапливают каждую ночь. «Ты можешь все тут намазать золотом, но если не будет сандуновского пара — никто не будет ходить», — уверяет Пашков. Парят клиентов парильщики, которые могут по несколько часов в день проработать в парной, где температура достигает 80 градусов, а влажность — 60%. «Здоровье должно быть, как у космонавта, — замечает Сергей Дугин, старший парильщик с 40-летним стажем.— Дело не в мускулатуре, а в дыхалке, выносливости». Еще парильщик должен, если надо, поддержать разговор, не спасовав перед известными людьми.
Среди посетителей много бизнесменов. Петр Авен вспоминал, что в Сандуны его приглашал Мамут — он знает толк в хорошем паре. Сам Мамут ходит в баню по субботам, в первый разряд. Несмотря на внешнюю простоту, этот разряд — любимое место заядлых парильщиков, особенно парная с жестким, мужским паром. «Мы с друзьями знаем толк и в вениках, и в правильной поддаче. Сразу видим новичка, но не шутим над ним долго (в бане мы снисходительны) — наоборот, начинаем учить его банному делу и поведению: например, не перебивать и не разбрасывать вещи», — рассказал Forbes Александр Мамут.
Личный опыт Александра Мамута, завсегдатая Сандунов:
«У нас с друзьями традиция — ходить в Сандуны по субботам. Это, по нашему мнению, лучший способ очищения сознания и организма. Особенно в субботу. Мы с друзьями знаем толк и в вениках, и в правильной поддаче. Еще мы сразу видим новичка, но не шутим над ним долго (в бане мы снисходительны) — наоборот, начинаем учить его банному делу и поведению — например, не перебивать и не разбрасывать вещи. Мы ведем в первом разряде Сандунов содержательные беседы — всегда есть, что обсудить, родина скучать не дает. Некоторые разгоряченные счастливые (не я ни разу) пьют холодное пиво, становясь особенно задушевными. Иногда, в праздничные дни (8 Марта или в День милиции), они же тихонько поют. Остальные пьют — кто из кружки чай с лимоном и медом, а кто — стакан ледяного морса маленькими глотками. Все чистые, тихие и немного сияющие. А я — молчаливый и поумневший. Если кто-то задремлет ненадолго, его никто и не будит — устает человек за трудовую неделю, вот и спит, укрытый простынкой. Пар мы любим с мятой, дышим им глубоко и медленно. После купели мы немного звеним. Мы все — так, зато один из нас — знаменитый ресторатор. С ним все здороваются, даже с голым. Иногда один из нас идет в парикмахерскую (есть в Сандунах и такое). Понятно — собрался куда-то. Стены Сандунов украшены стихами, в основном на рифму «парит — дарит», еще «пар — дар» и менее очевидную — «веник — здоровье». От простой этой поэзии нам становится легче. Конечно, сейчас нас уже поменьше чем раньше, кто-то перестал ходить, а кого-то не стало. Наверное, когда-то кто-то из нас будет в Сандунах один. Не очень-то хочется мне оказаться на его месте».
В бане заключают сделки и находят новых партнеров: один из столичных бизнесменов, владелец сети салонов красоты, познакомился в Сандунах с владельцем автомоек и автосервисов. «Они как раз расширяли бизнес и предложили знакомому войти с деньгами, — рассказывает Пашков. — Переговоры шли прямо между заходами в парилку. В итоге он продает два салона красоты и вкладывает деньги в бизнес». Партнеры до сих пор вместе работают и ходят париться.
Идет в гору и бизнес Сандунов: выручка за пять лет выросла на 44% — с 370 млн рублей в 2010 году до 658 млн рублей в 2014 году. На чем зарабатывает баня? Основная статья доходов — банные услуги, например в высшем разряде услуги парильщика на 15-минутный сеанс стоят 1600 рублей, 45-минутный мыльный массаж — уже 2400 рублей. Аренда кабины на 2 часа в высшем разряде стоит от 3500 до 10 000 рублей. В бане можно купить тапочки, шапочки, халаты, веники с эмблемой бани. «Бывает, что иностранцы приходят к нам без всего — мы полностью их экипируем», — замечает Елена Соколова, руководитель отдела маркетинга «Сандуновских бань».
В Сандунах всегда любили выпить и закусить — кухня приносит до 15% выручки. Пока корреспондент Forbes разделывался с корюшкой под пиво «Хамовническое» (здесь его подавали еще до революции, недавно при ремонте нашли старую бутылку), соседям несли раков, мясную нарезку, китайские пельмени, лагман — в Сандунах есть русская, узбекская и китайская кухня. «Но мы, конечно, сохраняем наши традиционные блюда — знаменитые сандуновские хачапури, лагман, селедочку под водочку и борщ», — уверяет Пашков.
Сандуны осваивают новые рынки: в прошлом году на первом этаже комплекса открыли лавку, где под брендом «Сандуны» продаются самодельные пельмени (340 рублей), вареники с творогом (280 рублей), креветками (460 рублей), белыми грибами (500 рублей), черникой (300 рублей), водка из Смоленска. В этом году Сандуны запустили интернет-магазин — можно заказать доставку продуктов и товаров на дом.
Неудивительно, что успешный бренд пытались клонировать: «пиратские» бани под вывеской Сандунов открывались в Саратове, Белгороде, Сызрани, Уфе, но Пашков — бывший юрист — через суд добивался запрета на использование бренда. Многочисленные предложения о франшизе в разные годы поступали даже из Японии, Кореи, Германии и США, но владельцы Сандунов до последнего времени их отклоняли. «Не хотели размывать бренд», — объясняет Пашков. Но в этом году акционеры решили строить свою франчайзинговую сеть: для входа пока рассматривают города-миллионники, первый из них — Новосибирск.
Новосибирский девелопер Евгений Анисимов и его партнеры смогли заинтересовать владельцев Сандунов работать по франшизе. В октябре компания «Сандуны Новосибирск» получила на конкурсе здание городской общественной бани 1937 года постройки в аренду на 35 лет. Бизнесмены планируют вложить в реконструкцию не менее 140 млн рублей: усилить перекрытия, поменять планировку, сделать печи. Сандуны будут обучать персонал и контролировать процесс. Взнос для франчайзи — 5 млн рублей плюс ежемесячные платежи. Открытие запланировано на конец 2017 года. Анисимов полон оптимизма: «Банный бизнес сейчас на подъеме, каждый знает, что за бренд такой — Сандуны, а теперь еще сможет попариться за Уралом».
На столе в кабинете у Пашкова огромный лист ватмана — план реконструкции бани в Новосибирске. Учредители, по его словам, лично вносили коррективы и все просчитывали до сантиметра: предлагали, например, убрать ряд сидений, иначе банщик с подносом не разойдется с клиентом. В Москве франчайзи не появятся точно: Сандуны, уверен Пашков, должны быть одни — «это принципиальное решение».
Банная экспансия
Воздух в парной наполняется ароматами дуба, пихты и донника — пармейстер «Варшавских бань» Ольга Гарипова расставляет на полках замоченные в холодной воде веники: так, говорит, сохраняются полезные фитонциды. Пока она готовит баню, корреспонденты Forbes пьют чай с медом в комнате отдыха просторного номера «Рыбалка», оформленного в стилистике рыбацкого домика — со спиннингами, гипсовыми рыбами и черно-белыми фотографиями. Из окна открывается вид на заснеженные склоны горнолыжного центра «Кант». Любоваться пейзажем можно и на свежем воздухе — на террасе четвертого этажа стоит деревянная бочка-джакузи, куда смельчаки отправляются прямиком после парной.
У Гариповой, участницы престижных российских и международных соревнований по парению, много состоятельных клиентов. Один из них, владелец нескольких заводов, бывает в «Варшавских банях» дважды в неделю — в воскресенье в мужском разряде вместе с отцом и братьями, а по пятницам снимает отдельный номер. После двухчасовых банных процедур он спускается обедать на первый этаж в ресторан «Варшавский». Все сделки, которые он заключает там во время переговоров, удачные, уверяет пармейстер: ведь баня освобождает от токсинов, «пережигает» обиды и стрессы, наполняет теплом. «Люди ему доверяют, и ничто не мешает ему достигать своих целей», — добавляет Гарипова.
Еще один посетитель «Варшавских бань» — Эрнест Рудяк, совладелец строительной компании «Объединение Ингеоком», приезжал в баню на переговоры, когда продвигал свой новый бизнес. Рудяк — совладелец «Торгового дома «Медовед», поставляющего мед столичным супермаркетам, ресторанам и баням. «В России есть культура банного отдыха, с каждым годом она растет, — говорит Рудяк. — Люди парятся там, где им удобно, где нравится пар и уже сложилась компания. Общественные бани я, правда, люблю, но предпочитаю гостей возить к себе на дачу — у меня там все устроено «под меня».
pagebreak
«Варшавские бани» после ремонта стали на уровне, приятно смотреть», — замечает заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин. В 2007 году владельцем «Варшавских бань» стала компания Gremm Group (по данным СПАРК, совладельцами являются Павел Калачев и Александр Мартьянов), управляющая коммерческими площадями в столице — торговыми центрами, Центральным рынком на Рождественском бульваре и Москворецким рынком на юге столицы. Здание бани, построенное в 1938 году, было не в лучшем виде. «Состояние было ужасным, из четырех этажей, функционировало только два», — вспоминает директор по развитию Gremm Group Артем Букин. По его словам, акционеры вначале даже хотели переформатировать здание в офисный или торговый центр.
Баню спас кризис: в 2008 году люди с ресторанов и дорогих фитнес-клубов переориентировались на более традиционные виды отдыха — посещаемость общественных бань начала расти. «В Москве в сегменте общественных бань было две группы — Сандуны и все остальные, — замечает Букин. — Мы пошли своим путем, одними из первых предложили формат бани семейного типа». Кроме двух общих отделений на 200 мест в «Варшавских банях» работает комплекс «Бани мира» — это номера, рассчитанные на семью или компанию, их аренда стоит от 6 000 до 10 000 рублей за час. Однажды в одном из номеров отмечали свадьбу, а по выходным номера арендуют дамы для девичников. В отличие от скомпрометировавших себя в 1990-е годы частных саун, настоящая русская баня способствует укреплению семьи, уверяет пармейстер Гарипова. «После парения и SPA-процедур женщина возвращается домой добрая, радостная и теплая. Муж это видит и говорит: ходи чаще, я тебе денег буду давать!» — рассказывает пармейстер историю одной из своих клиенток.
Всего Gremm Group вложила в капитальную реконструкцию около $8 млн, бани закрылись на два года. Сводчатые печи, дающие мягкий пар, решили не переделывать — сохранили. Ресторан на 300 посадочных мест переформатировали в маленькое семейное заведение. «Варшавские бани» открылись вновь в 2012 году. Как уверяет Букин, баня заполнилась через две недели — сработал эффект сарафанного радио.
Выгоден ли бизнес? По информации Gremm Group, годовой оборот бани — около 200 млн рублей. В первую очередь баня зарабатывает на билете (от 500 до 1900 рублей в разряды), услугах парения (1300-1800 рублей), массаже (от 1000 до 2300 рублей), спа-процедурах, ресторане и обслуживании гостей. «Бизнес достаточно устойчивый, но не высокомаржинальный», — уверяет Букин. В прошлом году Gremm Group решила расширяться: кроме «Варшавских бань» под ее управлением теперь четыре общественных бани: «Царицынские», «Ржевские», «Коптевские» и «Рублевские». «Царицынские» и «Рублевские» уже перезапущены после ремонта. По концепции и дизайну бани будут похожи на флагманские «Варшавские бани». «Это будут центры семейного досуга, в каждой бане будет женское и мужское отделения, комплексы «Бани мира» и ресторан»,— говорил Букин. Исторические названия бань, скорее всего, менять не будут.
Кроме Москвы компания вышла и в регионы — Gremm Group участвует в программе «100 бань Подмосковья». Местные власти выбрали более 30 участков площадью от 0,4 га для размещения сети общественных бань. Двенадцать из них — в Ивантеевке, Коломне, Балашихе, Железнодорожном, Долгопрудном, Орехово-Зуево, Химках — достанутся Gremm Group. Всего в Подмосковье около 500 общественных бань. Из них 149 находятся в руках у муниципалитетов, 330 — в управлении у частных компаний (152 в аренде).
Сейчас Gremm Group работает над пятью объектами: идет реконструкция бани в городе Рошаль, осваиваются два участка в Ногинске и Железнодорожном, идут переговоры об открытии бань в рамках ГЧП в Балашихе и Королеве. По бизнес-плану проект по строительству сети банных комплексов потребует $100 млн, срок окупаемости — 15 лет, рентабельность — 5-7%.
К 2017 году Gremm Group планирует выйти за пределы Московской области, открыть баню в Липецке. Идея оформилась в бизнес-проект, как это водится, в парной, когда в «Варшавские бани» приезжало руководство Липецкой области. «Они у нас попарились, им понравилось, пригласили к себе», — вспоминает Букин.