Росимущество и TPS Avia разрабатывают условия акционерного соглашения, которое они подпишут в ходе консолидации активов в аэропорту Шереметьево, сообщили Forbes два источника, близких к переговорам.
Указ о консолидации государственных (ОАО «Международный аэропорт Шереметьево») и частных (компании группы TPS Avia) активов в аэропорту президент России Владимир Путин подписал 28 августа 2015 года. После сделки у государства должно остаться не менее 30% акций аэропорта, но, по словам собеседников Forbes, инвестор — TPS Avia Александра Пономаренко, Александра Скоробогатько и Аркадия Ротенберга — принимает на себя значительные обязательства: руководитель Росимущества Ольга Дергунова настояла на жестких условиях акционерного соглашения.
В частности, в документе будут предусмотрены гарантии инвестора по завершению строительства четырех объектов в Шереметьево (терминал В, межтерминальный переход между северной и южной зоной аэропорта, топливо-заправочный и грузовой комплексы) с заданными параметрами — характеристиками объектов и сроками их строительства. Если инвестор не выполнит обязательства по строительству, то государство может воспользоваться штрафным опционом пут и потребовать выкупа своего пакета по цене значительно выше рыночной (с премией 50% к рынку).
Также исполнение обязательств инвестора до завершения строительства будет обеспечено залогом части акций, принадлежащих инвестору, — таким образом, что под фактическим контролем государства окажется 50% плюс 1 акция.
Если инвестор не выкупает пакет по штрафному опциону, то государство может реализовать залог, забрав у инвестора часть его пакета и получить во владение контрольный пакет акций аэропорта Шереметьево.
Чиновники Росимущества не ответили на вопросы Forbes. Александр Пономаренко отказался прокомментировать Forbes акционерное соглашение, поскольку оно не подписано, но уточнил: «Могу только сказать, что условия действительно очень жесткие. Росимущество со всех сторон защитило интересы государства. Так что если вы думаете, что мы получили подарок с небес, то вы ошибаетесь».
TPS Avia стала инвестором северной зоны аэропорта Шереметьево по результатам конкурса, который прошел осенью 2013 года. Группа обязалась вложить $810 млн собственных средств в четыре объекта на территории аэропорта. В 2014 году TPS Avia внесла в ООО «Терминал В «Шереметьево» и ООО «Межтерминальный переход Шереметьево» 8,8 млрд и 9,86 млрд рублей соответственно. Также TPS Avia принадлежат различные бизнесы в Шереметьево. Таким образом, в ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» должны быть консолидированы ООО «Грузовой комплекс Шереметьево», ООО «Аэропорт Москва», ООО «Автопарк-М», ООО «МАШ реклама», ОАО «Империал дьюти фри», ООО «Терминал В «Шереметьево», ООО «Межтерминальный переход Шереметьево» и ОАО «Аэро-Шереметьево». В результате сделки контрольный пакет крупнейшего аэропорта страны окажется у частных инвесторов.
О том, как три фигуранта списка Forbes начинали аэропортовый бизнес, — в расследовании Александра Левинского и Ирины Мокроусовой в ближайшем номере журнала Forbes (№10), который поступит в продажу 24 сентября.