В понедельник в Арбитражный суд Москвы Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) подало иск к ООО «Стройновация», входящей в группу «Сумма» Зияудина Магомедова, на 5,05 млрд рублей. Информация об этом содержится в базе судебных дел Высшего арбитражного суда.
Как сказал Forbes чиновник, знакомый с ситуацией, государство, вероятно, пытается вернуть выданный компании аванс за строительство государственного участка железной дороги Кызыл — Курагино. Эта ветка в Республике Тува нужна для начала разработки одного из крупнейших в России месторождений коксующегося угля — Элегестского.
Проект стартовал в 2011 году с большой помпой, Путин лично приезжал на родину самого популярного из своих министров Сергея Шойгу и вбивал в грунт серебряный костыль (на последней большой пресс-конференции Путина в 2012 году даже отдельно спрашивали про судьбу остановившейся мегастройки).
«Сумма» больше не участвует в проекте, рассказывает одна из заинтересованных сторон (год назад группа, предложив построить 147 км дороги за 44,3 млрд рублей, выиграла подряд в том числе у структур самого Аркадия Ротенберга, давнего друга Владимира Путина). Как сообщили Forbes в «Стройновации», 10 января компанией было получено письмо от госзаказчика, в котором сообщалось о прекращении финансирования по контракту и содержалось предложение о его расторжении. «Мы считаем, что в соответствии с действующим законодательством отсутствие бюджетного финансирования не является основанием для расторжения госконтракта. Вместе с тем ООО «Стройновация» согласно на расторжение контракта при условии оплаты выполненных работ и компенсации расходов, понесенных в ходе исполнения государственного контракта и связанных с его расторжением. Мы считаем, что полученный от заказчика аванс был отработан в полном объеме», — сказал представитель «Стройновации».
Судебный иск и размер предъявленных государством требований в компании не комментируют. В Росжелдоре от комментариев отказались.
В Минрегионе Forbes пояснили, ссылаясь на данные Росжелдора, что с начала реализации проекта за счет средств бюджета освоено всего 1,161 млрд рублей, из которых 399 млн рублей — на разработку проектно-сметной документации.
Строительство дороги было признано приоритетным инвестпроектом в 2006 году. «Енисейская промышленная компания» (ЕПК) тогдашнего сенатора Сергея Пугачева обязалась построить 254 км дороги, государство — еще 147 км. Однако после банкротства Межпромбанка Пугачева и ЕПК как связанной с банком структуры государство приостановило работы по своей части проекта. 10 декабря 2012 года правительство исключило дорогу из перечня проектов, финансируемых за счет государственного инвестфонда.
В конце декабря Роснедра отозвали у ЕПК лицензию на разработку Элегестского месторождения, в январе уже сама ЕПК подала заявление о банкротстве. Временную лицензию получила ООО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК) Руслана Байсарова, заявил Forbes человек, знакомый с ситуацией вокруг месторождения. По его словам, конкурс на выбор постоянного недропользователя состоится в апреле текущего года.
В связи с освоением месторождения ТЭПК намерена самостоятельно также построить весь участок железной дороги общей протяженностью 410 км и стоимостью около 150 млрд рублей, утверждает собеседник Forbes. Представитель ТЭПК от комментариев отказался. Между тем в конце января Байсаров подписал соглашение с Министерством по развитию Дальнего Востока о строительстве до 2015 года глубоководного угольного терминала, через который планируется переваливать тувинский уголь. Доставлять сырье в порт Ванино компания намерена в том числе железной дороге Кызыл — Курагино. В Минрегионе сообщили, что развитие угледобывающего производства на Элегестском месторождении и строительство железнодорожной инфраструктуры будет осуществляться «за счет частных инвестиций, в том числе под госгарантии».
У компаний Магомедова были проблемы в отношениях с госорганами в последнее время.
В середине января источники Forbes в правительстве рассказали о наличии претензий у Росприроднадзора к Приморскому торговому порту (Ленинградская область, конечный пункт Балтийской трубопроводной системы). Проведя проверку, ведомство заключило, что деятельность не соответствует экологическому законодательству и обязало компанию установить дорогостоящее оборудование (по утверждению компании, нарушения экологического законодательства нет; компания оспаривает претензии в арбитраже). Позже стало известно о наличии претензий к «Сумме» у руководства государственной «Транснефти», которая на паритетных условиях с компанией Магомедова управляет Новороссийским и Приморским торговыми портами. Наконец, неделю назад после публичной критики Путиным лишился постов в ОАО «Курорты Северного Кавказа» и Олимпийском комитете России бизнесмен Ахмед Билалов, приходящийся кузеном Зияудину Магомедову.
В подготовке материала участвовала Ксения Докукина