К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Выход в народ: почему в ритейле заправляют демократичные форматы

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Ситуация в продуктовой рознице не улучшится а течении трех-пяти лет

Оборот розничной торговли в России сокращается несколько лет подряд - в 2015 году он сократился на 10% относительно предыдущего года, в 2016 году еще на 5,2%. По Москве снижение оказалось еще более значительным – 17% и 10% соответственно. Оборот общественного питания тоже ушел в минус. Такое катастрофическое падение потребительского рынка в сумме с введением санкций и девальвацией рубля привело к глубоким структурным изменениям на рынке торговли.

В прошлом году стало понятно, что потребители сократили расходы, совершают рациональные покупки и ищут выгодные предложения и перешли на простое потребление. Дискаунтеры (например, «Магнит», «Пятерочка») рапортуют о росте продаж и дальнейших планах масштабного развития, обувные и одежные сети невысокого ценового сегмента делают оптимистичные оценки и используют возможности значительно расширить свое присутствие на рынке и максимизировать обороты (Sela, Gloria Jeans, Zenden, Фамилия и др.). Фудкорты в торговых центрах заполнены, у сетей фастфуда обороты растут, а в уличные бургерные выстраиваются очереди.

Оправившись от первого шока и проведя оптимизацию бизнеса, весь прошлый год ритейлеры и рестораторы экспериментировали с ассортиментом, меню, балансом предложения разных ценовых сегментов, искали новые ниши, форматы, концепции, «фишки». Одни ритейлеры бьются за внимание потребителя с помощью обновления интерьеров, дизайна магазинов, экспериментами с форматами —  почти все основные продуктовые и некоторые непродуктовые сети объявили об обновлении дизайна магазинов, ритейлеры пробуют компенсировать сократившийся ассортимент синергией с другими операторами или добавлением новых для себя товарных категорий (первые результаты таких экспериментов вполне успешны, по словам самих операторов).

 

Другие — «выходят в народ», становясь ближе к людям в прямом смысле. В последние два года активно развивается формат магазинов «у дома» — «Ашан» ребрендирует ранее открытые супермаркеты и планирует открытие новых точек под собственным брендом, заметно расширяют свое присутствие на рынке сеть супермаркетов «Азбука вкуса» в основном за счёт своего мини формата «АВ Daily», о планах развития заявили Allfoods, появились новые сети с активными планами развития — Фреш Маркет 77, Угличе Поле.

Вообще за последние два года продуктовый ритейл изменился почти до неузнаваемости. Очевидно расслоение рынка – развиваются либо дискаунтеры, либо премиальные сети. При этом дискаунтеры сокращают ассортимент до самого базового и увеличивают долю продуктов собственной торговой марки. Гипермаркеты за счет того же снижения ассортимента стали огромными по площади аналогами дискаунтеров. Супермаркеты стагнируют — сокращают количество точек либо просто не развиваются и все больше тяготеют к промежуточным с дискаунтерами форматам, а премиальные сети по уровню ассортимента скорее представляют собой аналоги супермаркетов в лучшие их времена, только значительно дороже, премиальные по качеству товары представлены в них в единичном количестве.

 

Новый макроэкономический прогноз, опубликованный Министерством экономического развития в апреле 2017 года, основывается в том числе на предпосылке, что санкции не будут сняты в течение ближайших трех лет. А это значит, что динамичного изменения ситуации в продуктовом ритейле ждать не приходится, как минимум на горизонте 3-5 лет.

Согласно опросу Nielsen в 4 квартале 2016 года, 75% россиян продолжают сокращать расходы, 61% — экономят на одежде. Покупатели ищут товары со скидками и по распродаже, поэтому развиваются не только существующие сток центры, но и появляются новые – например, экс-совладелец OBI и «Старика Хоттабыча» объявил о запуске сети дискаунтеров непродовольственных товаров Modi, а акционеры «Юлмарта» и «ЦентрОбуви» запускают «Стокмастер», электронную площадку, на которой будут распродаваться остатки товаров, которые образуются у торговых сетей.

В общепите самым устойчивым оказался сегмент фастфуда, который показывал рост и в 2015 и в 2016 году, что вполне естественно с учетом перетока посетителей из заведений других ценовых уровней. Но кризис еще и пришелся на период расцвета увлечения здоровым питанием и повышенного внимания к качеству продуктов, из которых приготовлено блюдо. Потому в этом сегменте ответом на изменившуюся конъюнктуру рынка стало появление новых форматов на стыке качественного и недорогого питания. Ярким выражением такого подхода являются заведения fast casual. Пока непревзойденными лидерами здесь являются бургерные. Помимо того, что это модно, это еще и более качественный аналог фастфуда и менее дорогая замена походу в ресторан. Из сетевых и развивающихся сетей можно назвать BB&Burgers, #Farш, Burger Heroes, а также недавно появившиеся Бургер&Фрайс от компании Мираторг.

 

Очень удачно в текущие условия и популярность сегмента fast casual вписалась и реконцепция продуктовых рынков с зоной общественного питания — вслед за Даниловским и Усачевским планируется аналогичное обновление и других рынков в Москве. За последнее время также несколько кафе и ресторанов среднего/выше среднего ценового сегмента, который ощутил самое значительное негативное влияние в последние два года, заявили о выходе в демократичный сегмент – «Кофемания» запускает сеть демократичных ресторанов вьетнамской кухни, франчайзи Tutti Frutti запускает собственный бренд мороженного со средним чеком вдвое ниже, а в Санкт-Петербурге сразу несколько игроков рынка открыли заведения более низкого ценового сегмента. Пока это пробные запуски, по итогам которых будет принято решение о дальнейшем развитии.

Так что же нас ждет дальше? Период жесткой экономии закончился как для потребителей, так и для торговых операторов. Люди ужимались в покупках два года, они устали от экономии и теперь готовы выделить небольшую сумму для трат. Потратят ли они эти деньги, потратят ли возможно даже больше или не потратят совсем зависит от ритейлеров и рестораторов тоже. Рациональность у потребителей, рациональность у сетей – кто-то должен начать рисковать первым. Без дальнейшего развития рынок будет деградировать. Необычные концепции, уникальное предложение товаров и услуг, которого не было раньше – вот, что сможет стимулировать потребителей к тратам.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+