К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

eBay в России: как развиваются онлайн-аукционы

Фото REUTERS / Axel Schmidt
Фото REUTERS / Axel Schmidt
Аукционная модель электронной торговли уже показала свою эффективность во всем мире в ритейле, автобизнесе, сфере искусства. Российские площадки пока отстают по охвату аудитории и берут функционалом

В мире сегодня насчитывается несколько тысяч интернет-аукционов, первый был организован в 1994 году, а самый крупнейший – Ebay – в  1995 году.  Онлайн-аукционы эффективны в  традиционной для аукционов сфере искусства, коллекционирования, раритетных вещей, а также в ритейле и автобизнесе, и др. В России наибольшее распространение получили аукционы автомобильных тематик. Но через автотему аукционы вполне возможно проникнут сначала в сопутствующие сферы – сервис, страхование, а затем и в другие.

Онлайн-аукционы строятся по разным моделям – с2с, b2b, b2c, g2b (government2business) и даже g2c. Бизнесовые площадки, как правило, закрытые специализированные аукционы – площадки тендеров, которые проводят крупные предприятия, а исполнителями являются представители МСБ, g2b – электронные площадки госзакупок, а в качестве примера g2c, как правило, приводят онлайновый аукцион, на котором Минфин США продавал гособлигации. Наиболее же раскрученные аукционы работают в с2с и b2с сфере.

Самый крупный аукцион eBay предоставляет собой интернет-платформу для продавцов для продажи любых товаров. Аукцион выступает как посредник при заключении договора купли-продажи между продавцом и покупателем, но оплата, пересылка и другие взаимодействия между контрагентами происходят без участия площадки. Для покупателя eBay бесплатен, а продавец платит комиссию в виде процента от цены товара (плюс есть плата за выставление лотов). Второй по размеру аукцион Amazon начал с продажи книг, но сегодня он очень похож на eBay.

 

В Европе востребована польская площадка Allegro, которая включает в себя аукционы электроники, недвижимости, одежды и обуви, автомобилей, и др. А в Африке по сходной модели работает онлайн-аукцион универсального направления Bid or Buy, аргентинский вариант — Mercado Libre. Аудитория eBay – около 170-180 млн человек, Allegro – около 20 млн, а африканского аукциона – 8 млн. Есть также масса довольно крупных аукционов, заточенных под продажу всяких редких вещей, антиквариата, предметов искусства (Hampel, специализирующийся на Востоке, Catawiki, WebStore, расширивший в последнее время ассортимент до современных вещей, Heritage, Karl&Faber, и др.).

В мировой практике есть истории организации тематических аукционов на базе компаний из смежных сфер. Например, недавно Bank of America добавил в свое мобильное приложение, позволяющее подобрать машину по цене спроса, а также сразу получить автокредит на покупку. «Аудитория» приложения – порядка 22 млн пользователей.

 

В России аукционное направление электронной коммерции не сильно отстало от международного. Тот же Молоток.ру был создан в 1999 году и просуществовал более 15 лет (был закрыт в 2015 году). Позже возникали Мешок.ру, где можно продать и купить что угодно, но преимущественная специализация – монеты, винтаж, антиквариат, Aucland.ru, где идет торговля бытовой техникой, электроникой, книгами, раритетными вещами, Numiland для нумизматов,  — все они работают по c2c модели, а также b2c-аукционы — Bonusmall, Dominanta, «Русский аукцион», Купилот, и др. Правда, аудитория российских площадок проигрывает международным гигантам. В самые лучшие времена на Молотке было 3 млн пользователей.

В отдельное направление в России выделились аукционы по автотематике, и именно они приобрели наиболее широкое распространение. Carprice, аналог международных проектов — британского Webuyanycar, дубайского SellAnyCar и немецкой системы Manheim. С помощью CarPrice можно в онлайн оценить б/у машину, выставить на аукцион и продать. Сервис CarPrice подключил к системе полтысячи дилеров и вышел на оборот в $1,5 млн и в день проводится до 500 аукционов. Компания привлекла более $40 млн инвестиций, а в 2017 году получила инвестиции от японской Mitsui & Co. Компания зарабатывает как посредник – на разнице между ценой продажи и покупки.

Autospot, похожий на американский TrueCar, был запущен в 2014 году. Он автоматически сравнивает цены на новые автомобили в разных категориях и выдает лучший вариант, который можно забронировать и приобрести. Раскачивался этот стартап гораздо дольше – во многом из-за ориентации на бизнес-заказчика, но в апреле 2017 года к нему уже подключилось 240 дилеров. Зарабатывает Autospot на комиссии (1% от суммы продажи, уплачивает дилер). В месяц сервис продает порядка 300 авто. В связи с тем, что конечному покупателю Autospot предоставляет весомую скидку (на сайте указано 12%), а сейчас на рынке происходит активный всплеск продаж, можно предсказать, что потенциал у развития сервиса есть. В СМИ представители Autospot говорили о планах по территориальной экспансии, росту продаж и запуску программ партнеров по страхованию и кредитованию.

 

Как c2c аукцион работает Drom, он примерно раз в месяц проводит настоящие аукционы по обозначенному расписанию. Впервые электронные аукционы Drom  стартовали в регионах работы сервиса в 2015 году. Формат следующий: сервис закупает несколько машин случайным образом среди продавцов на сайте и выставляет на торги со стартовой ценой в 1 рубль. Покупает авто тот, чья «ставка» победит. Drom не зарабатывает на этой истории напрямую, но отлично «пиарится» и наращивает за счет аукционов клиентскую базу.

Попутно стали возникать стартапы, предоставляющие сопутствующие услуги на аукционной форме. Например, сервис YouDo предлагает продавцам услуг конкурировать ценой за заказчика уборки, доставки, ремонта, и проч. На этой платформе было создано порядка 2 млн заданий. С помощью онлайн-аукциона «Когда Куда» можно поторговаться за цену перевозки практически любого «груза» — от промышленной продукции до людей и животных. На Carfix и OsaGo происходит подбор-аукцион услуг техцентров.

Ключевая задача онлайн-аукциона – свести продавца с покупателем, для этого нужен большой объем предложения и соответствующий спрос, тогда можно монетизировать процесс коммерции. Поэтому чаще всего аукционы – это канал дистрибуции для небольших компаний, предпринимателей или частных лиц. Крупные компании тоже могут принимать участие – но либо как заказчики/покупатели, либо тестируя какие-то продукты, запуская пилотные партии, и т.д.

Аукционы в целом имеют свою аудиторию и в мире, и в России. Россия отстает по охвату во многом потому, что далеко не все знают о подобном варианте торговли. Так, по данным опроса Профессионалы.ру, об электронных аукционах знает  всего 18,8% респондентов, и лишь 17,6% ими пользовалось хотя бы раз. Для сравнения: интернет-магазинами успешно пользуется около 90% опрошенных, а интернет-банкингом – около 50%. То есть онлайн-аукционы как понятие просто пока не вошло в жизнь россиян.

Пока Россия отстает по охвату аудитории, но это все вопрос времени и инвестиций. Можно предположить, что аудитория аукционов и в мире, и у нас будет расти – и за счет появления новых площадок — в будущем мы можем увидеть российские варианты eBay, и за счет повышения прозрачности площадок, и за счет большего проникновения информации об электронных аукционах среди населения.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+