К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Почтальон» Дуров: проиграл, чтобы выиграть

Фото REUTERS / Dado Ruvic
Фото REUTERS / Dado Ruvic
Зачем устраивать дискриминацию по признаку мессенджера

Пока «сизифов труд» — законопроект о регулировании мессенджеров — движется уже ко второму чтению, простая мысль о том, что мессенджеры не имеют не только территориальных ограничений, но и программных, а пользователи не делятся на россиян и все остальное человечество, теряет все больше возможностей проникнуть в сознание некоторых соотечественников. Уже предложен 1001 способ обхода фильтра и блокировок и как всегда, последствия закона «хлебнут» с лихвой простые пользователи без какого-либо воздействия на уровень общественной безопасности.

Складывается ощущение, что даже   всемирную сеть пытаются  перестроить в  русло междусобойчиков, которые, в  очередной  раз  фактически ограничивают информационные технологии,  так пугающие  бюрократов  на фоне операции под кодовым названием «Цифровая экономика». Инициативы, направленные на решение частных обид, появляются  все  чаще. Пару недель назад усилия  одной из них  формально были направлена против мессенджера Telegram. Но читай  между  строк: пусть будет наукой  каждому на примере  Дурова, который  уже в  не в  первый  раз  делает свой маркетинговых  шах и мат на главных ценностях  информационных технологий:  свобода самовыражения, доступность,  скорость передачи  информации и безопасность данных.  И это как раз в год 33-летия  основателя Telegram — совсем не удачное время, чтобы ставить барьеры  человеку с явным комплексом Иисуса.

«Русский Цукерберг» был самым известным из создателей российской социальной сети «ВКонтакте». Фантастически успешный проект принес ему миллиарды и славу, однако он оставил свое детище столь же решительно, сколь сенсационно оно появилось. «Проиграл» (?), чтобы выиграть больше – Telegram. Будет ли такая история повторяться и повторяться? И сюжеты американского сентиментального фильма «Почтальон» оживут? Что после Telegram? Потом «Цукерберг позвонит», и начнется новая эра в медийном бизнесе с картинами футуристических информационных батлов? Думаю, нет. Да и без этого Дуров и подобные все же  способны «сказку сделать былью», например,  скандал — поводом для нового стартапа. О причинах выхода из бизнеса и эмиграции мы можем догадываться и судить только по словам Павла, но то, что сенсационный уход из «ВКонтакте» «сделал» историю создания Telegram — это определенно.

 

По словам Павла, он впервые задумался о разработке мессенджера с новым уровнем криптозащиты, не зависящей от разработчика софта, когда силовые ведомства пытались оказать на него давление и он понял, что у него отсутствуют средства конфиденциальной связи. Гарантия конфиденциальности требует использования шифрования непосредственно на оконечных устройствах, то есть на телефонах (планшетах и т.п.) пользователей. Задумка была воплощена с помощью его брата в базовый программный код, послуживший основой мессенджера Telegram.

На фоне создания  нового мессенджера–миссии, Павел Дуров покинул территорию России, более того, в некоторых интервью он говорил, что не намерен возвращаться. В этой связи ответ на вопрос о его желании сотрудничать с органами государственной власти России был уже дан им в недалеком 2014 году. Создав мессенджер с высочайшим уровнем конфиденциальности, считая это главным достоинством своей программы, согласится ли он менять ее в угоду требованиям Роскомнадзора России? Нет, конечно.

 

Можно ли победить мир? Так или иначе, коммуникационно Дуров отрабатывает любую ситуацию на 200% (в том числе с публичной перепиской с Жаровым) и именно коммуникационно сам моделирует реальность, продюсируя себе же выходы из положения. Помните, как почти в классике: «Независимость — вот единственный критерий его значимости и достоинства», а может и безопасности медиабизнеса, ибо так или иначе, но стороны остались при своих позициях и именно в последние дни конфликта Telegram побил все рекорды скачивания в AppStore. «Деньги всегда останутся лишь следствием, они никогда не заменят нас как причину». А причина одна – желание остаться свободными людьми.

Во всей этой истории есть иная и немаловажная составляющая – деньги. Здесь, возможно, замешаны неприлично большие деньги, хотя Павел и утверждает, что этот проект не приносит прибыли, а расходы составляют порядка миллиона долларов в месяц.

Мессенджер Telegram имеет более 100 млн подписчиков, ежедневный объем пересылки измеряется миллиардами сообщений. В 2014 году Facebook Марка Цукерберга приобрел мессенджер WhatsApp за немыслимые $19 млрд. Количество зарегистрированных пользователей на тот момент составляло 450 млн, то есть Цукерберг заплатил по $42,2 за каждого подписчика. Возможно, в настоящее время WhatsApp имеет больший реализованный функционал, но охват мессенджера Telegram растет как на дрожжах. В перспективе нескольких лет его стоимость может измеряться миллиардами долларов.

 

Похоже, что медиа вполне может стать своеобразным бизнесом — единорогом, когда принципы могут давать и деньги, и даже власть, ведь «Сами по себе деньги – лишь средство. Они приведут вас к любой цели, но не заменят вас у штурвала».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+