Итоги банковской розницы в первом квартале 2017 года на первый взгляд не внушают оптимизма – прирост кредитного портфеля физлиц составил всего 18% против 36% годом ранее, а прирост портфеля с начала года — и того меньше (0,6%). При этом ипотечное кредитование, долгое время выступавшее локомотивом развития рынка, стало сжиматься. По сравнению с первым кварталом 2016 года в первом квартале 2017-го объем ипотечных ссуд снизился на 0,7%.
И это несмотря на то, что банки активно снижали ставки по кредитам, а в сегменте жилищного кредитования отмечался их исторический минимум. На текущий момент, по подсчетам НРА, среднерыночная ставка по ипотечным кредитам составляет около 11% против 12,6-15,2% в прошлом году). У крупных и активных розничных банков есть программы и со ставкой порядка 10%. В то же время речь не идет о продолжительных негативных тенденциях в банковской рознице. Параллельно с сокращением ипотеки в первом полугодии 2017 года начали развиваться другие направления розничного бизнеса – автокредитование и кредитные карты.
Действительно «открытием года» может стать автокредитование, которое падало последние несколько лет. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за пять месяцев 2017 года продажи новых авто в России выросли на 5,1%, превысив 577 000 машин. В мае продажи выросли почти на 15% (около 125 000 авто). Всплеск спроса, в свою очередь, подстегнул производство. Например, только Петербургский автокластер – заводы Hyundai, Toyota и Nissan – за январь-май выпустил на 37% машин, чем годом ранее.
По оценкам АЕБ, продажи новых автомобилей по итогам года в России вырастут на 4%, оценки Минпромторга еще оптимистичнее – рост на 7,4%.
И, конечно, ожидания всех игроков таковы, что ключевыми драйверами роста авторынка станут стабилизация экономической ситуации, рост доходов населения и развитие автокредитования. Ожидания обоснованы: по подсчетам НБКИ, по итогам 1 квартала 2017 года объем автокредитов увеличился на 37,3% (с 64,4 млрд до 87 млрд руб.).
Сегмент автокредитования в целом качественный драйвер для банковской розницы, так как в большинстве программ автокредитов предполагается имущественное обеспечение (есть потребительские ссуды, которые также оформляют под покупку авто без обеспечения, но на них приходится незначительная часть потребительского спроса, так как ставки гораздо выше). В связи с этим, как правило, просрочка по автокредитам находится на невысоком уровне. По данным НБКИ, уровень просрочки в автокредитах составляет около 10% (против 18% по кредитным картам и 21% по потребкредитам). Наличие имущественного залога, в частности, позволяет банкам снижать кредитные ставки по ссудам и упрощать требования к потенциальным заемщикам.
Из также перспективных направлений банковской розницы можно выделить кредитные карты, которые еще в прошлом году сокращались. Темпы прироста сегмента пока не высоки (на 2,2% за квартал), совокупный карточный кредитный портфель составляет порядка 1 трлн рублей. Дальнейшая динамика этого направления зависит от ряда факторов – уровня ставок по кредитным картам, вероятно, они останутся на текущем уровне или даже еще немного снизятся, дальнейшим упрощением требований к потенциальным заемщикам, а также развитие кросс-продаж банками. Например, держателям кредитных карт могут предлагаться вклады (или наоборот) или опять же льготные автокредиты.
Смена драйверов развития рынка с ипотеки на автокредиты и карты – новая тенденция для отрасли. Ипотечное кредитование переживает, скорее всего, временное сокращение на фоне прекращения госпрограммы субсидирования приобретения новостроек и уменьшения отложенного спроса. Снижение ставок окажет поддерживающий эффект, и по итогам года ипотека все же выйдет в плюс, только темпы прироста рынка замедлятся. Другие направления банковской розницы – автокредитование и кредитные карты – будут расти быстрее ипотеки в связи с улучшением ценовых условий по ссудам в целом и требований к потенциальным заемщикам.
Автокредитование напрямую зависит от автопродаж, при отсутствии форс-мажоров этот рынок покажет в 2017 году активный рост. Значительный накопленный спрос на транспортные средства со стороны населения сыграет на пользу автодилерам и банкам. Положительная динамика сегмента кредитных карт будет происходить, в том числе, за счет развития продуктовых карточных линеек банков, появления различных интересных предложений с кешбэком, программами лояльности и другими опциями.