Еще десять лет назад список десяти богатейших людей Китая состоял в основном из крупных застройщиков недвижимости. Традиционно китайцев было трудно назвать нацией инновационных предпринимателей, особенно, если речь шла о технологическом предпринимательстве. Китайцы старались вкладывать в недвижимость, преуспевали в торговле, и в тех видах производства, где можно было заработать на больших объемах и низких ценах. Сегодня мы видим новое явление – начало эпохи технологических предпринимателей из Китая. Одним из самых новых и быстрорастущих трендов в Китае является индустрия байкшеринга, и здесь сегодня можно наблюдать некоторые очень любопытные тренды, которые многое говорят о чертах китайского технологического предпринимательства.
Двадцать лет назад весь Китай передвигался по городам на велосипедах. Среди основных причин этого были: неразвитый общественный транспорт, низкий уровень доходов и отсутствие личных автомобилей, теплая погода в течение всего года на основной территории страны. Однако велосипеды часто воровали (у меня за мои студенческие годы в Пекине украли пять штук), и со временем люди предпочли велосипедам активно развивающийся общественный городской транспорт, а затем пересели в личные автомобили. Тема велосипедов умерла на двадцать лет для того, чтобы пережить возрождение в конце второго десятилетия двухтысячных.
В 2015 году на улицах Пекина появились яркие желтые велосипеды под маркой Ofo. Любой желающий может установить на смартфон приложение, отсканировать код велосипеда, получить пароль – и кататься, сколько надо и когда надо. Оплата почасовая – в среднем 1 юань (8 рублей) в час. После использования велосипед можно оставить в любом месте, не привязываясь к пункту проката или географической точке, что гораздо удобнее, чем пользоваться велосипедами с док-станцией. Уже в начале 2016, когда Ofo, в общем-то, еще тестировал идею, у компании появился первый конкурент – Mobike. Он вывел на китайский рынок более технологичный продукт: их велосипеды имели уникальный промышленный дизайн и встроенную систему GPS (что делало бессмысленной кражу отдельных комплектующих для перепродажи), но по удобству использования Mobike чуть уступал Ofo.
Рыночная стоимость компании Ofo в марте 2017 года достигла $1 млрд, географический охват – 100 городов, количество велосипедов – более 6 млн. Компания начала деятельность в Сингапуре, США и Великобритании. Китайский байкшеринг вообще стал мировой новостью после визита Тима Кука в офис Ofo в марте 2017 года.
Не отставал и Mobike: компания в мае 2017 года сообщает о том, что у нее появилось 4,3 млн новых пользователей, она успешно работает в 18 городах КНР и даже выходит на рынок Сингапура.
По состоянию на июнь 2017 года крупных байкшэринговых компаний в Китае уже более десятка. Последней на сегодняшний день на рынок вышла компания CoolQi. Они представили ослепительные золотые велосипеды, которые с одной стороны, сразу объявили опасными для дорожного движения из-за блеска, а с другой стороны, эксперты отметили возможность зарядить телефон по беспроводной сети во время поездки. Основным инвестором компании, кстати, является китайский гигант-производитель бытовой техники – компания Haier.
Профессор Пекинского университета Джеффри Тоусон отмечает, что в отличие от каршеринговых концепций по типу Uber (в Китае лидером этого рынка является компания Didi), упомянутые выше байкшеринговые бизнес-модели не обладают четко выраженным конкурентным преимуществом. Ясности ради следует отметить, что речь в данном случае идет о модели кар-шеринга, ближайшим аналогом которой в России является «Яндекс такси». Такой каршеринг строится на создании комплексной интернет платформы, объединяющей водителей с одной стороны и пассажиров с другой. Одним из существенных отличий такой платформы является возможность субсидирования одних клиентов за счет других (например, субсидирование цен на поездку за счет средств, получаемых от водителей). В отличие от него, для создания компании, подобной Didi и Mobike достаточно в общем-то просто велосипедов. Как результат – рост количества компаний в индустрии байкшеринга в Китае приобретает признаки пирамиды и большинство компаний отрасли теряет деньги.
Вероятно, со временем некоторые компании смогут создать конкурентное преимущество, так, например, в последнее время в Китае все более популярен байкшэринг на электрических велосипедах, а недавно представитель Mobike намекнул в одном из интервью, что их бизнес, возможно, и не байкшеринг вовсе, а big data и искусственный интеллект. Одной из наиболее важных ниш, которые байкшэринг занял в Китае уже сегодня, является быстрая и недорогая транспортировка от метро до дома или работы. По некоторым данным, значение среднего чека шанхайских такси значительно увеличилось в связи с сокращением поездок на короткие дистанции: люди предпочитают быстро взять велосипед за 1 юань, вместо того, чтобы долго и упорно ловить такси за 15.
Впрочем, и здесь у байкшэринга может появиться очень сильный конкурент: моторбайк-шэринг. Возможность подъехать от метро до дома на мотоцикле с водителем существовала в Китае всегда. Но в полноценную платформу эта идея превратилась не здесь, а по соседству, в Юго-Восточной Азии. Первый официальный индонезийский «единорог», компания Go Jek объединяет в единую платформу порядка 200 000 водителей мотоциклов и ежедневно обслуживает несколько сот тысяч клиентов. Эта модель обладает всеми конкурентными преимуществами сложных платформ, включая и возможность субсидирования одних клиентов за счет других. На сегодня компания оценивается более чем в $1,6 млрд, ее аналоги появились и в других странах ЮВА. Думается, что только усилия регулятора могут спасти Китай от возникновения здесь аналогичного игрока в самом ближайшем будущем.
Какие выводы напрашиваются?
Первое – Китай активно наращивает компетенции в области технологического предпринимательства.
Второе - любой голубой океан в Китае очень быстро становится красным. Любая удачная идея – сигнал для стремительного копирования и жесткой конкурентной борьбы.
Третье – конкуренция зачастую базируется не на ясном конкурентном преимуществе, а на стремлении «задавить противника массой» — привлечь больше денег, вывести на рынок больше продуктов и заполучить как можно больше пользователей, зачастую вне зависимости от их готовности платить.