«Свободного рынка газа в стране нет»: «Газпром» планирует выйти из бизнеса в Турции
Российский Газпромбанк продает свои 40% в компании Promak (владеет 60% двух импортеров российского газа в Турцию — Enerco и Avrasya), остальная доля которой принадлежит трейдеру Akfel Holding, национализированному в конце 2016 года. Об этом сообщила в среду, 28 июня, газета «Коммерсантъ» со ссылкой на информированные источники.
Они рассказали изданию, что сделка, сумма которой может составить €40 млн, находится в завершающей стадии.
Газпромбанк и Akfel создали Promak в 2014 году. Тогда была достигнута договоренность о колл-опционе, позволявшая каждой стороне выкупить долю другой в течение двух лет. Считалось, что долю семьи Бальтачи, контролировавшей Akfel, выкупит Газпромбанк. Одновременно «Газпром» вел переговоры о покупке 50% компании Akfel gas, входящей в Akfel Holding. Получив 50% в Akfel gas, «Газпром», имеющий 71% акций Bosphorus gaz, контролировал бы 16% турецкого рынка газа, обеспечивая почти 60% импорта газа в страну.
Но сделка с Akfel gas не была согласована турецким регулятором. В 2015 году произошел кризис в двусторонних отношениях. И в 2016 году Газпромбанк решил продать долю в Promak.
В начале июня 2017 года зампред правления «Газпрома» Александр Медведев заявил о планах монополии продать Bosphorus местной компании Sen Group, которая сейчас владеет остальными 29% в Bosphorus. Медведев объяснил, что привлекательность турецкого рынка снижается из-за ослабления лиры, регулируемых тарифов и непредсказуемости. «Фактически полноценного свободного рынка газа в Турции как не было, так и нет», — заявил он.
Собеседники газеты сообщили, что убытки Bosphorus в 2016 году составили €100 млн.
В случае, если две сделки будут совершены, «Газпром» полностью уйдет с внутреннего рынка Турции, оставшись только экспортером, отмечает издание.
Пресс-секретарь председателя правления компании Сергей Куприянов подтвердил радиостанции «Говорит Москва», что финансовое участие «Газпрома» в турецких трейдерах будет прекращено. «У нас есть определенные активы, но итоги их работы нас не сильно устраивают, поэтому сейчас мы в процессе выстраивания другой схемы», — заявил он. Он отметил, что речи о разрыве сотрудничества с ними в поставках им газа не идет, «но в плане участия непосредственного финансового – возможно».