К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Альтернатива банкам: где еще искать деньги бизнесу

Фото  Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images
Фото Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images
Почему предприниматели обращаются за финансированием не в банковские организации

Малый и микробизнес по множеству причин не может рассчитывать на дешевое и масштабное внешнее финансирование – особенно кредитное. Не только на старте, но и в первые годы работы вряд ли банки будут стоять в очереди, чтобы выдать кредит. Малый бизнес имеет не очень хорошую отчетность; у него нет качественных залогов, малый предприниматель по всем классическим параметрам банковского риск-менеджмента выглядит не очень хорошо. Для многих банков сейчас малый бизнес как заемщик просто под запретом.

Чтобы этот барьер снять, придуманы разные институты поддержки, в том числе рефинансирования кредитов, субсидирования ставок и, конечно, выдачи поручительств. Но об этих программах поддержки (финансовых, административных, правовых) знают менее 40% опрошенных АЦ НАФИ предпринимателей, а более 70% никогда ими не пользовались.

Из-за невыгодных условий банковских кредитов малый бизнес в России, как правило, расширяется либо на свои деньги, либо на средства альтернативных источников — небанковских. Часто предприниматели оформляют ссуды в банках под видом потребительских, настолько неохотно банки кредитуют субъектов МСБ. Это структурная проблема, ведь получается, что предприниматели вынуждены скрывать, что они получают кредит на развитие бизнеса, а не для покупки автомобиля.

 

Согласно опросу АЦ НАФИ, в прошлом году только треть представителей малого и среднего бизнеса МСБ обращались за кредитами в банки. Основные причины – высокие ставки и залоговое обеспечение, которое требуют банки. Товары в обороте, как правило, не подходят кредитным организациям в качестве залога, а недвижимость есть далеко не у каждого субъекта МСП.

Модным вариантом поиска денег в бизнес-среде в последние годы стали краудфандинговые платформы. В мире функционирует несколько сотен таких платформ (500-700, по разным оценкам), а совокупные сборы в краудфандинге оцениваются в десятки миллиардов долларов. Наиболее известные международные платформы – Kickstarter, Indiegogo, Gofundme, Booоmerang, RocketHub, Fundrise и др.

 

В России работают Boomstarter и Планета.Ру. Впрочем, краудфандинг не является заменой кредитованию. В краудфандинге, как правило, действует принцип сопричастности – в обмен на деньги инвесторы, обычные люди, получают от бизнесмена либо участие в деле – не на правах доли, а например, в написании сценария, если речь идет о фильме, либо возможность потом на этот фильм сходить бесплатно. В мире народное финансирование используется преимущественно в шоу-бизнесе, политике, а также для сбора денег на реализацию различных смелых идей. В России на краудфандинговых платформах также активно собираются средства на инновационные стартапы, социальные, авторские бизнесы, фермерство.  Но главная проблема краудфандинговых платформ — они модные и, возможно, в будущем будут определять потоки капитала, но сейчас обычный предприниматель, занимающийся торговлей или работающий в сфере услуг, вряд ли соберет с помощью такой платформы деньги. Для привлечения «народных инвестиций» нужна какая-то «фишка», «прикольная» идея. «обычный» бизнес – это не так интересно, краудфандинг не соберет нужные средства.

Есть также другие крауд-инструменты для малого бизнеса. При краудлендинге (P2P lending) инвестор дает предпринимателю в долг. Ставки сопоставимы с МФО — 20-30% годовых или продажа доли. Примеры – инвестплощадки StartTrack, «Город Денег». StartTrack оценивает по собственной методике бизнес-проекты, после чего предлагает (или нет) их инвесторам. По статистике, 80% компаний не проходят отбор площадки – помимо тщательной проверки деятельности потенциальных клиентов, StartTrack еще оценивает бизнесы на возможности развития. Чтобы пройти отбор на площадке, у проекта должны быть высокие шансы на то, что он кратно вырастет в ближайшие пару лет.

Представителям малого бизнеса, которые продвигают неожиданные технологичные идеи, можно получить деньги у венчурных инвесторов. Но где высоки риски – там и цена вопроса соответствующая – венчуры в обмен на финансирование получают долю бизнеса.

 

Критерии выбора у венчурных фондов варьируются. Например, наиболее известный в России ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив) выбирает компании по трем критериям: сильная команда с двумя основателями (бизнес и технический), наличие работающего прототипа продукта, существование реального или потенциального рынка сбыта для продукта. Приоритетные отраслевые направления – телеком, умные технологии (телемедицина, Big Data, machine learning, интернет вещей), а также корпоративное и платформенное ПО, образовательные технологии, кибербезопасность.

Проект, претендующий на поддержку ФРИИ, должен иметь потенциал дохода на 5 лет не менее 300 млн рублей. На стадии pre-seed ФРИИ инвестирует 2,1 млн рублей за 7% доли уставного капитала бизнеса. На следующем раунде seed можно получить инвестицию до 25 млн рублей в обмен на долю от 2,25% до 40%. На последнем Round A ФРИИ может вложить до 325 млн рублей за 15%-0% доли в уставном капитале вашей фирмы. Но на этой стадии ваш оборот уже должен составлять не менее 12 млн рублей в месяц.

Еще один фонд, поддерживающий малый бизнес, только на условиях грантов, — Фонд содействия инновациям (более известный как «Фонд Ивана Бортника»). Фонд поддерживает молодых предпринимателей с перспективными инновационными идеями и бизнесами, отбирая их в рамках отраслевых конкурсов, например медицинские идеи, совместные инновационные бизнесы с другими странами и т. д. Стандартный годовой грант Фонда Бортника – 1 млн рублей, в течение всего проекта можно получить несколько миллионов. Чтобы стать его обладателем, фирме или предпринимателю нужно пройти конкурс и доказать технологичность и реализуемость своей идеи. Финансирование происходит частями, по мере реализации проекта.

С малым бизнесом охотно работают бизнес-ангелы, которые выбирают самые рискованные идеи, способные выстрелить. Условия инвестирования сходны с венчурами – возврат денег и доля (в среднем 30-50%) в деле. Помимо денег «ангелы» с готовностью делятся опытом, выполняя роль эдаких «продюсеров».

Еще один модный тренд – премии (гранты) крупных корпораций для предпринимателей. В России, как правило, подобные проекты проводят крупные банки, ориентированные в том числе на работу с малым и средним бизнесом, ИТ- и телеком-компании (особенно актуально для разработчиков мобильных приложений и сервисов), ритейлеры.

 

Менее экзотические инструменты получения финансирования для малого бизнеса — лизинг и факторинг, однако к ним также гораздо активнее, чем к банкам, обращаются предприниматели: оба направления в прошлом году активно росли.

Так, по подсчетам НРА, в 2016 году сумма новых сделок лизинга в денежном выражении увеличилась на 30%. Доля МСБ в объеме нового бизнеса составляет около половины. В лизинг представителям малого бизнеса особенно выгодно покупать транспортные средства. По льготной программе лизинга (Минпромторга) можно получить компенсацию 10% авансового платежа по каждому авто. Совокупная компенсация в 2016 году могла составлять до 5 млн рублей, в 2017-м – до 10 млн (программа продлена), то есть приобрести можно целый транспортный парк.

Совокупный оборот по сегменту МСБ в факторинге продемонстрировал рост около 10-13%. Драйвером роста рынка факторинга далее может стать доступ факторинга к госзаказу, соответствующие законы могут быть приняты в 2017 году, расширив в этом случае область применения факторингового финансирования для МСБ.

Кроме того, растет и микрокредитование МСП. Правда, ставки по микрофинансовым ссудам в среднем по рынку довольно высокие (20-30%), но и преимущества для МСБ очевидны — получить микрозаем в МФО проще, чем кредит в банке. По данным ЦБ (по итогам 3 квартала 2016 года), совокупный портфель микрозаймов составил 85,5 млрд рублей, что на 36,9% выше значения аналогичного показателя прошлого года. На юрлиц пришлось 10,7% портфеля, на ИП — 13,4%, при этом в ЦБ отметили, что портфель кредитов МФО малому бизнесу заметно вырос: на 5,5% — для предпринимателей и на 6,2% — для юридических лиц. Общий размер портфеля микрозаймов для МСБ увеличился до 20,6 млрд рублей. Важный фактор, положительно влияющий на этот рынок, — рост объемов портфелей региональных и муниципальных фондов поддержки предпринимательства. Региональные микрофинансовые центры кредитуют субъекты МСБ в среднем по 10%.

 

Что все это значит в практическом плане для предпринимателя? Альтернатив банковскому финансированию много. Вопреки расхожему мнению в России можно найти практически любой вариант привлечения инвестиций или кредитных ресурсов – правда, для этого нужно проявить настойчивость, терпение и, возможно, принять на первый взгляд не самые выгодные условия. Но часто для растущего бизнеса это имеет смысл. Программы поддержки будут развиваться и расширяться – надо изучать варианты, не бояться бюрократических препон. Кто ищет – тот найдет.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+