К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Деньги на здоровье: услуги медицины — одни из самых маржинальных в стране

Фото Артема Коротаева / ТАСС
Фото Артема Коротаева / ТАСС
Рынок медицинских услуг, долгое время существовавший преимущественно за счет госфинансирования, только начинает активно привлекать частный капитал

Емкость рынка медицинских услуг в России исчисляется десятками миллиардов долларов. В общей структуре расходов на здравоохранение сегмент, связанный с оказанием медпомощи, занимает первое место, примерно в два раза опережая объем сегментов фармацевтических препаратов и медицинский изделий вместе взятых. В 2016 году объем рынка в России составил 2,2 трлн руб., и есть все основания полагать, что к 2019 году медицинские услуги станут одним из самых динамично растущих сегментов рынка здравоохранения с совокупным темпом роста порядка 9%. При этом уровень маржи операционной прибыли в сегменте составляет около 13%, уступая только трем крупным отраслям экономики с максимальной маржинальностью 20,3%.

Исторически сложилось, что основным источником инвестиций на рынке медицинских услуг в России выступало государство, в то время как частные инвесторы долгое время не стремились занять эту нишу. Российский рынок частной медицины по-прежнему сложно назвать сформировавшимся. Доля топ-5 ведущих частных клиник – ГК «Мать и дитя», «Медси», Европейского медицинского центра, «Ава-Петер» и «СМ-Клиники» — не превышает 7%. А выручка крупнейшего игрока – ГК «Мать и дитя» — в 2015 году составила 9,5 млрд руб. (по данным портала Vademecum), что в разы меньше средних объемов бизнеса крупных западных медицинских учреждений.

В то же время, динамика инвестиций позволяет сделать вывод о том, что сегмент медицины становится более привлекательным для частного капитала: объем частных инвестиций в сектор по итогам 2016 года составил порядка 26 млрд руб. – рекордная для рынка цифра. Крупнейшие российские клиники сегодня начинают активную территориальную экспансию и расширяют свои сети в регионах. На рынок медуслуг приходят первые иностранные инвесторы.

 

Так, в июле 2016 года крупнейшая македонская клиника Acibadem Sistina объявила о планах выступить соинвестором строительства многопрофильного госпиталя в Ростове-на-Дону. В том же году итальянский медицинский холдинг GVM вложил в строительство поликлиники в центре Москвы 10 млн евро и планирует развивать новые медицинские проекты в России.

Пристальный интерес частного капитала к сегменту медицинской помощи в кризисный период закономерен. Рынок медуслуг практически не подвержен циклическим колебаниям, спрос на медицинскую помощь остаётся стабильным даже на фоне макроэкономической турбулентности. Это чрезвычайно привлекательно для инвесторов даже несмотря на то, что вложения в медицину – это «длинные» инвестиции с серьезным сроком окупаемости, который уходит за горизонт 4-5 лет.

 

Еще один мощный драйвер инвестиций в сегмент — это огромной отложенный спрос на качественные медицинские услуги в России, который уже не может быть в полной мере удовлетворен за счет государственного финансирования. Реальный рост рынка ОМС, согласно прогнозам Правительства, в ближайшие годы останется на уровне прошлых лет, в то время как потребность России в медуслугах будет расти как вследствие естественного процесса старения населения и роста сопутствующих заболеваний, так и за счет совершенствования методов диагностики. Это фундаментальные факторы, которые будут способствовать повышению инвестиционного потенциала рынка медуслуг в среднесрочной перспективе.

Вторая группа факторов – субъективные. Инвесторы все больше предпочитают базовым отраслям экономики высокотехнологичные сегменты, в число которых благодаря развитию инноваций и изменению регуляторной среды входит медицина.

В последние годы в России начался настоящий бум инвестиций в цифровую медицину. Растет интерес к телемедицине, позволяющей врачу и пациенту общаться при помощи приложения, появляются устройства, которые позволяют самостоятельно управлять здоровьем и, как следствие, реже посещать медицинские учреждения. С изменением законодательства в сфере дистанционных медуслуг целый ряд профильных и непрофильных игроков из отраслей телекоммуникаций, хайтека и финансовых услуг объявил о запуске телемедицинских проектов. Один из самых ярких отечественных кейсов – сервис вызова врача на дом Doc+, который в 2016 году привлек $5,5 млн инвестиций от Яндекса и фонда Baring Vostok. В марте 2017 года о выходе на рынок телемедицины объявили МТС и «Медси», а в апреле дистанционные медконсультации запустила группа «Ренессанс страхование» совместно с сетью клиник «Доктор рядом». Об амбициях на рынке онлайн-медицины заявил Сбербанк, который сейчас ведет переговоры о покупке сервиса для поиска врачей DocDoc.

 

Среди традиционных моделей медпомощи можно выделить два сегмента: поликлинический (амбулаторное обслуживание) и госпитальный (стационарное обслуживание). Приоритеты инвесторов по отношению к этим сегментам эволюционировали с течением времени. Исторически частная медицина в России начиналась с фокуса на поликлиническое звено. Это связано с гораздо меньшим «входным» порогом инвестиций и понятными моделями работы, которые можно реализовать в относительно короткие сроки. Достаточно лишь взять здание в аренду, оборудовать кабинеты, нанять врачей и начать оказывать услуги. Сегодняшние лидеры частной медицины начинали с этих простых шагов, впрочем, и сегодня на рынке преобладают поликлинические игроки.

В отличие от поликлинического, госпитальный сегмент требует в разы больше инвестиций и времени. Как правило, для госпиталей необходимо строить специальное здание. По этим причинам компании, которые имеют госпитальный бизнес, сегодня можно пересчитать по пальцам. Однако в последние годы ситуация меняется: на фоне насыщения рынка игроки с поликлиническими моделями начали задумываться о внедрении новых моделей или о дополнении уже существующих. С 2015 года инвестиции на рынке медуслуг стали идти именно в госпитальную часть: стационары активно открывают «Медси», «Семейный доктор» и другие компании. С точки зрения частных коек рынок постепенно становится более наполненным, и в будущем можно прогнозировать дальнейшее развитие этого сегмента.

Третье важное направление связано с уже упомянутой цифровой составляющей медицины. Потребители медуслуг становятся все более образованными с точки зрения доступа к технологиям, поэтому клиники вынуждены быть в тренде. Многие игроки стали задумываться, например, о том, как при помощи современных гаджетов перенести лечение пациента на дом, в более комфортные условия, и сократить количество дней, которые пациент проводит на госпитальной койке. К слову, сегодня в России этот показатель в среднем составляет 12 дней, в то время как на Западе всего 2-3 дня.

Наиболее активно инвестируют в медицинский бизнес частные инвестиционные фонды, которые, впрочем, редко берут контрольный пакет в проектах, и крупные непрофильные инвесторы. Последние используют здравоохранение для диверсификации вложений свободных средств со стабильным уровнем маржинальности. Кроме того, медицина открывает отличные возможности для масштабирования бизнеса: первый построенный объект может в дальнейшем развиваться как сеть медицинских учреждений.

Одна из самых перспективных моделей реализации инвестиционных проектов в сфере медуслуг – частно-государственное партнерство. И хотя в России в силу разных причин пока нет очевидных историй успеха, именно такой формат разделения рисков между частным инвестором и государством может в будущем стать стимулом для системной модернизации сегмента медпомощи. Одним из проектов является Московский международный медицинский кластер, который строится на территории «Сколково». Объем государственных инвестиций в кластер составляет около 10 млрд рублей, которые используются для строительства пилотных объектов – диагностического и терапевтического корпусов, а также сопутствующей инфраструктуры. Всего в кластере планируется построить до 15-20 объектов (преимущественно специализированных клиник) с привлечением в качестве операторов ведущих международных медицинских игроков. Потребность проекта в частных инвестициях оценивается в 90 млрд руб.

 

Такая модель должна стимулировать приток в российскую медицину иностранных игроков и инвесторов. Прежде всего, за счет особого правового режима. В 2015 году был принят федеральный закон ФЗ-160, который упростил систему регулирования медицинской деятельности для иностранных участников кластера и снизил административные барьеры, которые остаются существенным препятствием для прихода в сегмент крупных международных клиник и госпиталей. Согласно ФЗ-160, клиники из стран ОЭСР смогут применять в кластере протоколы, технологии и препараты без получения разрешительных документов в России. Также будут сняты ограничения для работы иностранных специалистов.

Дополнительными возможностями для инвесторов на территории кластера могут стать вложения в НИОКР, ориентированные на повышение качества лечения пациентов. Это, например, персонализированная медицина, которая предполагает разработку для каждого пациента индивидуального плана лечения на основе особенностей его организма, в том числе специфических генетических рисков.

В США в 2015 году на развитие «точной медицины» уже было выделено $215 млн, в России персонализированная медицина развивается в рамках «дорожной карты» HealthNet Национальной технологической инициативы. Другое перспективное направление – трансляционная медицина, которая предполагает ускоренное внедрение достижений фундаментальной науки в практику, сокращая путь «от исследовательской лаборатории до пациента».

Интересно, что приход в Россию медицинских учреждений мирового уровня позволит не только удовлетворить растущий спрос на медпомощь, но и может иметь серьезный социальный эффект для всего российского здравоохранения. Трансфер технологий и стандартов качества извне станет органическим процессом и позволит обновить модели оказания медицинских услуг, чего гораздо сложнее добиться внутренними усилиями системы.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+