К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Ощущение неловкости: почему в России не развивается экспорт?

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Россия рискует повторить судьбу стран Латинской Америки, которые не смогли улучшить качество образования и финансов

Даже беглого взгляда на структуру экспорта российской экономики достаточно для того, чтобы у россиян появилось ощущение неловкости. Львиную долю российского экспорта составляет сырье, большая часть которого состоит из продажи различных энергоресурсов. Традиционная изменчивость доходов от такого экспорта на длительных горизонтах времени, ожидаемое снижение спроса на энергоресурсы  в результате технологического развития, недостаточность сырьевой выручки для дальнейшего роста среднего уровня дохода в российской экономике и некоторые другие причины заставляют задуматься о необходимости диверсификации и усложнения экспорта.

Увы, но этой цели лишь отчасти могут помочь крупные российские компании, многие из которых как раз производят и экспортируют сырье. Российские крупные фирмы, как правило, являются компаниями «верхнего уровня», предназначение которых состоит в том, чтобы поставлять факторы производства для секторов «нижнего уровня», состоящих из фирм, знающих, как эти факторы трансформировать в более сложные товары и услуги. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на российскую часть списка Forbes-2000: подавляющее большинство российских крупнейших фирм из этого списка включают поставщиков сырья, банки и энергетические компании.

Среди сравнительно крупных фирм встречаются технологичные компании, которые потенциально могут увеличить размеры экспорта и занять более высокую долю на международном рынке. Однако для такой большой страны, как Россия, даже в случае успеха этих компаний на международном рынке заработанных ими доходов может оказаться недостаточно для того, чтобы уровень благосостояния здесь приблизился к соответствующим показателям наиболее состоятельных стран. Нужны новые, в том числе сложные экспортные производства, способные зарабатывать достаточно высокие доходы на мировом рынке.

 

Поэтому надежды на появление новых экспортных секторов часто связывают с малым и средним бизнесом. И дело не только во вдохновляющих историях Microsoft или Apple, возникших отнюдь не в виде отраслевых гигантов, но и в более простых эпизодах, например, кластера производства свежих цветов в Колумбии, возникшего из сравнительно небольших компаний.

Однако эти надежды пока остаются неоправданными: в соответствии с опросами компаний BEEPS, которые регулярно проводят Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, российские малые и средние предприятия являются аутсайдерами среди стран с похожим уровнем подушевого ВВП с точки зрения экспортной активности.

 

В чем потенциальная причина такого неблагоприятного результата?  К сожалению, ответ на этот вопрос не содержит никаких сенсаций. Факторы экономического роста, такие как защита прав собственности, развитие финансового рынка, запас человеческого капитала, работа таможенной службы и пр., оказывают влияние не только на уровень инвестиций и размер российской экономики, но и ее структуру.

Недостаточно развитые институты, такие как защита прав собственности или исполнение контрактов, делают инвестиции в капитал более рискованными. Например, недостаточная защита прав собственности снижает стимулы для вложений в производственный капитал. Рентоискатель, кем бы он ни являлся, может наложить на капитал арест, остановив производственный процесс, и потребовать долю в доходах компании в обмен на снятие ареста, а то и вовсе экспроприировать оборудование и приборы, принадлежащие фирме. В такой ситуации безопаснее открыть магазин, турагентство, кафе или заняться ремонтом квартир, чем вложиться в компанию, занимающуюся разработкой деталей для новых моделей микроскопов. В первом случае владелец рискует гораздо меньшей суммой, чем во втором, требующем значительных капитальных затрат. Однако отдельные кафе, рестораны, магазины или фитнес-центры не создают экспортируемых услуг: главным образом они служат целям внутреннего потребления.

Разумеется, недостаточно развитые институты не являются единственным ограничением для развития малых и средних компаний. Дело также может быть в  финансовом секторе, который предпочитает финансировать крупные компании, включая те, о которых речь шла в начале этого текста, в то же время гораздо менее охотно выдавая кредиты для более рискованных проектов малого и среднего бизнеса, часто не обеспеченных ни надежным залогом, ни устойчивым потоком доходов. Опять же, в такой ситуации капиталоемкий бизнес пострадает в первую очередь, так как предпринимателям будет не на что приобретать оборудование, приборы и т. д. При дефиците финансов будут скорее возникать компании, не требующие регулярных и сравнительно крупных займов, однако высокотехнологичные производства как раз часто нуждаются во внешнем финансировании.

 

Негативную роль может сыграть и дефицит человеческого капитала, и дело здесь не только в сложности с наймом подходящих работников. Сами предприниматели, не имея современного инженерного или естественнонаучного образования, плохо разбираясь в международных рынках, будут ограничены простыми идеями — все теми же кафе, магазинами или турагентствами.

Важны и многие другие факторы: работа таможни, в особенности если товары должны доставляться до потребителей быстро, инфраструктура, сертификация и т. д.

Роль также играет государственная политика в области поддержки бизнеса. Последняя должна обращать свое внимание на компании, осваивающие ноу-хау и выпуск новых технологичных товаров, сертифицирующих свои товары по международным стандартам, предпринимающих успешные шаги к выходу на внешние рынки. Если в противоположность этому господдержка будет фокусироваться на успешных лоббистах, то шансы на возникновение новых экспортных производств останутся незначительными даже при сравнительно высоком качестве институтов и достаточном человеческом капитале.

При неблагоприятном состоянии факторов экономического роста и ошибках в дизайне политики господдержки бизнеса движение к сложной и диверсифицированной экспортной корзине, составляющей основу благосостояния таких стран, как Южная Корея, Нидерланды или Германия, становится крайне медленным, растягиваясь на многие десятилетия. Не реформируя ключевые ингредиенты роста, Россия рискует повторить судьбу стран Латинской Америки, которые не смогли улучшить качество образования и финансов, а также использовать инструменты господдержки для помощи наиболее эффектным компаниям, и потому в большинстве случаев не смогли добиться усложнения своих экспортных корзин и сократить отставание от богатых экономик.

Российская экономика, как и любая другая экономика мира, вынужденная импортировать солидное число товаров и услуг, чтобы удовлетворить потребности своих граждан в качественных и безопасных благах. Без достаточно высоких и устойчивых экспортных доходов она будет вынуждена отказаться от планов достичь высокого благосостояния и надолго останется страной со средним уровнем доходов.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+