К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Групповая терапия: совладелец корпорации «Технониколь» нашел необычную идею для благотворительности

Фото Пресс-службы "Рыбаков Фонда"
Фото Пресс-службы "Рыбаков Фонда"
Многие вещи происходят только потому, что люди доверяют друг другу, и не происходят оттого, что люди не доверяют друг другу

Идея благоустраивать страну, место, где я живу, была всегда. Обустраивал дом, квартиру, комнату в общежитии, где мы с моим деловым партнером Сергеем Колесниковым жили студентами. Мы такой отличный дизайн-ремонт сделали: своими руками собрали шкаф, кровать, полки — у нас была самая лучшая комната в Физтехе. Менялись масштабы: «Технониколь» — это масштаб отрасли, социальные проекты — масштаб страны.  Мы с супругой Екатериной основали «Рыбаков Фонд», в который перечислили 1 млрд рублей; сейчас фонд поддерживает 12 программ.

Поскольку я сам более 20 лет посвятил компании «Технониколь», первым направлением работы фонда стало предпринимательство. Наша флагманская программа — R2: мы собираем состоявшихся людей, успешных бизнесменов или топ-менеджеров, и они под руководством опытного модератора делятся своими проблемами. Группы на восемь-десять человек тщательно подбираются. Обычно если у шести бизнесменов в группе есть проблема, то два других уже с ней сталкивались. Эти два человека рассказывают о своем опыте, и постепенно шесть человек решают свою проблему и могут развиваться дальше.

Может показаться, что это слишком просто: всего лишь собрать людей в одной комнате и позволить им общаться, обеспечив определенный уровень доверия друг к другу. Но это работает. Например, Федор Жерновой, основатель и гендиректор компании «Фабрика информационных технологий» из Белгорода, столкнулся с задачей масштабирования бизнеса. В клубе «Эквиум» он познакомился с основателем компании «Связной» Максимом Ноготковым, который согласился стать его ментором. За год удалось достичь кратного роста бизнеса.

 

Значение фактора доверия для бизнеса я оценил на собственном опыте. Хорошо помню, как в начале 2000-х «Технониколь» решила конкурировать с компанией Rockwool, мировым лидером на рынке каменной ваты. Любые наши попытки закупить самое современное оборудование оборачивались неудачей: нам была нужна двухцентрифужная машина, на рынке были только одноцентрифужные. В России не было соответствующих технологий, не было специалистов. Мы познакомились с талантливым инженером из Словении по имени Мирка, который мог специально для нас сконструировать двухцентрифужную машину. Теоретически мог. И для него, и для его компании, и для нас это был большой инженерный риск. Я тогда сказал: «Мирка, у нас нет другого пути. Пожалуйста, пойди на этот риск, мы справимся, мы создадим новый русский Rockwool». Через два года у нас были первые образцы оборудования, сконструированного Миркой с нуля. Сейчас «Технониколь» — безоговорочный лидер Восточной Европы по каменной вате, Rockwool на втором месте с большим отрывом.

Почему это стало возможно? Потому что люди собрались вместе и поверили друг в друга. Многие вещи происходят только потому, что люди доверяют друг другу, и не происходят оттого, что люди не доверяют друг другу. Уверен, именно в этом, прежде всего в нашем многолетнем партнерстве с Сергеем Колесниковым, заключается один из секретов успеха «Технониколь». Компания сумела задействовать ресурс связей между людьми.

 

«Рыбаков Фонд» — это попытка масштабировать данный подход на всю Россию. Замысел в том, чтобы направить свои ресурсы на проекты, которые заставляют людей взаимодействовать. Представьте себе, что каждый университет, колледж, клуб, компания — это своего рода коллайдер, где активируются социальные связи и происходит активный обмен идеями и знаниями между людьми. А теперь представьте себе пустое пространство между данными организациями.

Мы эти пробелы стараемся убрать. Например, в образовании. Так, в 2016 году фонд выступил соорганизатором международной конференция ЕdCrunch, собравшей на одной площадке более 3000 учителей, студентов, родителей, представителей бизнеса и власти, отечественных и иностранных экспертов. По итогам всероссийского конкурса школьных учителей-новаторов «i-Учитель» три победителя из разных регионов отправились за счет фонда на крупнейшее европейское образовательное событие — Bett Show в Лондон. А на всероссийский конкурс стипендий и грантов им. Л. С. Выготского, который еще не закончился, фонд ассигновал 30 млн рублей.

Именно в зонах взаимодействия людей из разных областей и регионов происходят удивительные явления. Например, если математики встречаются с биологами и физиками в одной комнате, в одном клубе. На стыке разных областей таятся большие возможности, разглядеть их могут коллективы, сотканные из представителей разных сообществ. Проекты, которые поддерживает «Рыбаков Фонд», как раз про это — про активацию вспомогательного социального капитала. Люди встречаются, устанавливают друг с другом доверительные отношения, в результате возникают неожиданные проекты, новые альянсы. Происходят вещи, к которым мы как фонд уже не имеем отношения, но которые сильно влияют на экономику и на благосостояние граждан.

 

Подобный подход, так называемые peer-to-peer группы, успешно применяется по всему миру. Почти одновременно с клубом R2 возникла программа «PRO женщин» с точно такой же механикой: женщины объединяются в сообщества, чтобы вместе развиваться, поддерживать друг друга. Такие группы очень популярны в Америке, Германии, Швеции. Мы изначально тщательно подошли к формированию групп, стараясь отсечь так называемых туристов, которые приходят посмотреть на что-то новенькое и попить смузи. В итоге мы создали более десяти тестовых групп в Москве и Санкт-Петербурге, в которых собрались женщины, находящиеся на перепутье. Эти тестовые группы работали с лета до глубокой осени прошлого года, потом были произведены замеры, мы пытались понять, что произошло. Получен прекрасный результат: например, до участия в программе безработных среди них было 33%, после — 24%.

Еще одно направление, которое представляется нам очень важным, — работа с молодыми людьми. Как оказалось, очень многие молодые люди в России изначально формируют себе достаточно негативные установки: мы не в той стране родились, наши родители недостаточно состоятельные… Эти самоограничения легко снимаются, стоит начать работать с этими молодыми людьми. Очень быстро они начинают задавать себе вопрос: «О, неужели так можно?!»

Мы неплохо продвинулись с программой «Преактум». Сегодня более 200 вузов имеют команды, объединяющие студентов под менторством выпускников и академических лидеров — преподавателей. Сама по себе программа «Преактум» — это конкурс студенческих проектов. Конечно, подобных программ много: люди собираются в команды и делают проекты, тренируются, выступают друг перед другом. «Преактум» отличает то, что в ходе соревнования команд происходит объединение студентов, академических лидеров и выпускников университетов. В 2017 году «Преактум» проводит федеральный конкурс проектов студенческих предпринимательских команд. Отборочные этапы уже состоялись во всех девяти федеральных округах. В конце апреля в Москве пройдет финальная церемония, определим тройку лучших, абсолютному победителю вручим 1 млн рублей на развитие.

Эта программа — первый шаг к тому, чтобы запустить на базе каждого университета сообщество выпускников, которое обладает невообразимыми ресурсами — знаниями, опытом, связями. В России это пока не очень развито. Но так же было и в Европе 25 лет назад, когда традиционным считалось финансирование университетов через бюджет. Сейчас многим европейским университетам удалось основать эндаумент-фонды, создать сообщества выпускников, включить их в жизнь и развитие университетов. В России уже есть примеры университетов, в которых сильно сообщество выпускников: Сколково, МГУ, Томский университет. Но это лишь самое начало.

Нашему фонду всего год с небольшим, но мы вполне можем говорить о целях и даже подводить некоторые итоги. Главной точкой приложения для нас являются проекты, которые используют существующую инфраструктуру и повышают эффективность ее компонентов. Мы не создаем еще один детский садик, еще один университет или школу, наша задача — повысить эффективность тысячи школ, университетов и детских садов. По этому принципу мы и подбираем программы и проекты. Понять, какие из них сработали, можно будет не раньше, чем через три-пять лет. На этом горизонте мы будем измерять эффект — что случилось в жизни людей, вовлеченных в ту или иную программу.

 

Современное состояние экономической среды таково, что ключевым ресурсом предпринимателя стала его репутация. Репутация же современного бизнесмена формируется главным образом на основе того, что он делает для общества. Если на Западе успешный бизнесмен не занимается благотворительностью или социальным предпринимательством, это выглядит странно. В России же странно выглядят успешные бизнесмены, занимающиеся благотворительностью и филантропией. Но это пока. К нам в фонд уже приходят бизнесмены, желающие принять участие в том, что мы делаем. Мы не стремимся найти объединяющую всех идейную платформу, достаточно, чтобы каждый начал что-то делать для ценных для себя сообществ. В принципе репутация — это ресурс, который помогает приобрести любые необходимые связи для усиления своего бизнеса. Возможно, мы когда-нибудь придем к тому, что у каждого российского бизнесмена будет свой фамильный фонд.

«Рыбаков Фонд», программы, которые он поддерживает, — это источник моего личного счастья. Это причастность к благоустройству своей страны — уже не комната в общежитии, уже не строительная отрасль, а гораздо шире. Ну и самое главное, «Рыбаков Фонд» — это совместный проект с Катей, моей супругой, мы помимо семьи обрели еще и общее дело.

Только за один год работы двадцать человек, двадцать предпринимателей, присоединились к процессу. Я верю, что мощность этой реки будет нарастать. Думаю, через десять лет все это выльется в бурный поток, а через двадцать мы будем жить в другой стране.

Записал Дмитрий Яковенко

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+