К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Проблема микрокредитования: зачем они вообще появились?

Фото Виктора Погонцева / ТАСС
Фото Виктора Погонцева / ТАСС
Разница в ставках с банковским сектором будет способствовать перетоку денежных средств с депозитов. В то же время барьер вхождения в размере 1,5 млн рублей, НДФЛ и отсутствие гарантий со стороны АСВ будет сдерживать миграцию денежных средств

О микрокредитовании можно услышать диаметрально противоположные мнения. Пожалуй, ни один финансовый рынок не получает настолько разные оценки – от резко отрицательных до восторженных. Кто-то полагает, что микрофинансирование — одно из самых важных для обычного человека изобретений последнего времени в финансовой сфере, оно позволило сделать доступным небольшие займы практически всем за счет простоты оформления, быстроты получения, минимизации пакета документов. Другой взгляд: МФО – это маргинальный сектор, с высочайшими рисками (просрочка выше 50%, очень большое число компаний, которые быстро лишаются лицензий – сотнями в год). Были на рынке уже и дефолты, которые ударили по нескольким банкам, кредитовавшим МФО (одна из самых известных историй – «Народная казна»). Недавно из реестра была исключена МКК «Магазин «Деньги», которая выдала знаменитый займ под 2379% годовых.

На банковском форуме миллиардер Олег Тиньков усомнился в ценности микрофинансовых организаций. «Зачем они вообще появились?» — удивлялся он. Хотя сам недавно как раз запустил собственную микрофинансовую организацию, которая сразу начала быстро наращивать клиентскую базу. Вообще МФО часто подвергаются критике, иногда очень жесткой. За высокие ставки – со стороны клиентов. За высокие риски деятельности – со стороны инвесторов и аналитиков. Однако если посмотреть на ситуацию без лишних эмоций, то можно констатировать: сектор МФО, конечно, подвержен множеству рисков, но и  прогресс в качестве менеджмента, технологиях и регулировании  очевиден. Микрофинансовый рынок уже прошел огромный путь, и это уже технологичный бизнес.

До недавнего времени рынок микрофинансов был сродни Дикому Западу, где отсутствовали единые стандарты и у каждой компании были свои правила по выдаче займов, начислению процентов, отражению просрочки, досрочным погашениям и т. д. И если действия ЦБ по наведению порядка в данном сегменте рынка привели к появлению стандартных внешних правил ведения бизнеса, то до стандартизации процессов внутри компании большинство МФО до сих пор не доросло.

 

На текущий момент это в основной своей массе компании с четко выраженным лидером и иерархично выстроенной под него структурой, несформировавшейся корпоративной культурой, отсутствием стандартов работы и слабым брендом. Как результат, происходящие сбои в качестве обслуживания клиентов, слабое качество подбора сотрудников, а квалифицированный персонал, высвобождающийся из банков, не рассматривает данный сектор как приоритетный для продолжения карьеры. Одним из выходов может стать введение HR-структуры в бизнес, что в кратчайшие сроки позволит стандартизировать внутренние процессы через создание службы менеджмента качества, делегировать часть руководящих функций, внедрить элементы корпоративной культуры и перейти к работе над построением сильного бренда компании.

Существует мнение, что микрофинансовые организации конкурируют с банками. Это не так. МФО работают в сегменте рынка, который не интересен банкам в силу определенных факторов. Микрофинансовые организации предоставляют займы небольшого объема и с легкостью работают в городах и населенных пунктах, где деятельность банка нерентабельна. Микрозаем выдается преимущественно без залога и его потенциальная сумма, в сравнении со средней суммой банковского кредита, невысока.

 

Ключевыми вызовами для рынка в 2017 году останутся усиление регулирования со стороны ЦБ РФ и необходимость докапитализации бизнеса. Нехватка капитала будет продолжать оказывать давление на масштабирование бизнеса МФО на фоне повышения требований по резервированию просроченной задолженности. Разница в ставках с банковским сектором будет способствовать перетоку денежных средств с депозитов. В тоже время, наличие барьера вхождения в размере 1,5 млн руб, НДФЛ и отсутствие гарантий со стороны АСВ будет сдерживать миграцию денежных средств. Источниками свободной  ликвидности могут стать средства различных фондов, а также частный капитал по средствам коллективных инвестиций через краудсорсинговые компании.

Пожалуй, микрофинансовый рынок меняется даже быстрее остальных сегментов финансового рынка. Разделение на микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании (МКК) – лишь вершина айсберга. Число компаний, которые смогут привлекать средства от частных инвесторов существенно снизится, но зато и риски инвестирования также будут ниже.  Заметный прогресс в управлении рисками и бизнес-процессах, автоматизации. Новейшие технологии идентификации заемщиков и оценки их кредитного качества, распознавания и выявления фрода, работа с большими массивами статданных – это реалии микрофинансового рынка уже сейчас. Те банкиры, которые смотрят «свысока» на этот рынок ошибаются: в МФО, возможно, зарождаются технологические новации, которые скоро могут очень пригодиться и банкам.

Очень интересна и трансформация клиентской базы. Новая волна заемщиков – в основном в онлайне – демонстрирует совсем другое поведение, более высокую платежную дисциплину, чем офлайн-заемщики. Это часто студенты, фрилансеры, предприниматели – люди с активной жизненной позицией, часто со вполне неплохим уровнем доходов, но возможно нестабильным или сезонным, которые дорожат своей кредитной историей и репутацией.Такую трансформацию клиентской базы отмечают компании, активно работающие в онлайне – MILI, MoneyMan, «Мани Фанни» и другие. Статистика просрочки по онлайн-компаниям сильно отличается от общей картины по рынку. Это структурное изменение будет главным фактором улучшения качества портфеля у МФО.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+