В конце 2016 года в 45-ю статью Налогового кодекса РФ были внесены изменения (401-ФЗ), согласно которым уплата налога за налогоплательщика может быть произведена «иным лицом». Что имелось в виду под «иным лицом» и чем это грозит бизнесу? Давайте разбираться.
Ранее, до вступления в силу изменений, в статье 45 НК РФ было предусмотрено, что Федеральная налоговая служба имеет право взыскивать недоимку по налогам через суд не только с организации-налогоплательщика, но и с его аффилированных организаций, если должник переводил им свою выручку, денежные средства или другие активы. В новой редакции законодатели заменили слово «организациям» словом «лицам». Исчезла привязка нормы к юридическим лицам и ее действие расширилось на физлиц.
Это значит, что налоговики смогут взыскать все налоги организаций-налогоплательщиков со всех аффилированных лиц без исключения. К ним относятся собственники компаний, учредители и акционеры. Кроме того, ответственность за долги компании могут возложить на бухгалтера, финансового директора или генерального директора. Все они будут отвечать перед бюджетом своим личным имуществом. Новый порядок вступил в силу со дня официальной публикации закона — 30 ноября 2016 года.
На текущий момент какие-либо официальные комментарии со стороны налоговых органов отсутствуют. На ресурсе «Время бухгалтера» была размещена статья разъяснительного характера Жанны Селяниной, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса, «Комментарий по изменениям ст. 45 НК РФ». Данная статья не может претендовать на официальную позицию налоговых органов, но в качестве информации для понимания ситуации она будет очень полезна. Разберемся в ней подробнее.
Изначально появление изменений связано с желанием перекрыть схемы по выводу имущества компаний на физических лиц, что нередко бывает перед или после налоговых проверок. «Ранее многие организации применяли схемы вывода имущества и денежных средств на заранее созданные, подконтрольные им компании. Подобные схемы вывода стали пресекать налоговики, доказывая эту взаимосвязь. Компании, поняв, что суд поддерживает позицию налоговых органов, изменили данную схему вывода имущества и денежных средств на физических лиц».
С кого взыщут долги? Госпожа Селянина вполне конкретна: «В компании работают главный бухгалтер, финансовый директор, коммерческий директор и другие лица административного ранга, которые живут в своих квартирах, ездят на своих машинах, отдыхают на своих дачах, купленных в кредит или на заработную плату, доставшихся в наследство. В данном случае претензий к этим лицам не будет. Но если вдруг в один прекрасный день на личные счета вышеперечисленных лиц напрямую или через транзитные организации начнут поступать денежные средства, превышающие их доход, или же у них в собственности окажутся здания, транспортные средства, оборудование, принадлежавшее организации, где они работают, у налоговой инспекции возникнут вопросы. В таком случае из разряда обычных работников они перейдут в разряд аффилированных лиц. С этого момента они и их близкие родственники попадут под подозрение в участии в выводе денежных средств и имущества предприятия. Если это будет доказано, взыскание налогов с этих лиц будет проводиться пропорционально размеру поступивших на их счета денежных средств или стоимости имущества, переданного в их собственность».
Может возникнуть вопрос, как налоговики узнают об изменениях в финансовом состоянии всех вовлеченных лиц. Дело в том, что теперь перед проведением выездной налоговой проверки, проводится предпроверочный анализ организации. Речь идет о сборе данных не только об организации, но и об «имуществе, счетах и доходах руководителя, учредителя, главного бухгалтера и близких родственников всех вышеперечисленных».
По мнению Селяниной, в результате этой налоговой новации добросовестные налогоплательщики ничего сверхъестественного не увидят, а для организаций, которые не хотят платить налоги, просто перекроют еще одну очередную схему. Да, статья и вывод, конечно, хороши, но не стоит оставлять их без здравой критики. Складывается впечатление, что налоговая начинает очередную «охоту на ведьм». Бизнес и так запуган всякими ограничениями, прессингом со всех сторон, в том числе и налоговых органов, чтобы данные изменения сейчас могли быть введены в действие без тяжелых последствий.
Не совсем понятно, почему законодатель скрыто применил к этим лицам превентивные меры в виде субсидиарной ответственности по долгам компании. Как правило, данные работники связаны с компанией-работодателем только трудовыми отношениями, а не имущественными. Не получится ли так, что главные бухгалтеры, финансовые директора вообще не будут фигурировать в этих компаниях в качестве работников, опасаясь серьезных последствий в отношении себя. Снова бизнес будет погружаться в теневой сектор. Кто от этого выиграет? Полагаем, что никто.
Правительство России неоднократно подчеркивало, что необходимо прекратить «кошмарить» бизнес, но на практике пока все получается наоборот.