Прокуратура проводит доследственную проверку в РЖД и уже рекомендовала главе монополии Олегу Белозерову уволить начальника департамента имущества Павла Потапова, проработавшего в компании всего четыре месяца. Об этом сообщила в пятницу, 31 марта, газета «Ведомости» со ссылкой на информированные источники.
По словам представителя РЖД, проверки в компании проходят регулярно. Представитель Генпрокуратуры уточнил, что проверка носит рутинный характер.
Собеседники издания, близкие к монополии, рассказали, что прокуратура предупредила РЖД о проверке за месяц. Проверяются материалы 2011–2017 годов. Источник «Ведомостей» предположил, что доследственные действия могут быть связаны с Алексеем Крапивиным, компании которого входили в число крупнейших подрядчиков РЖД.
В январе 2016 года Forbes поставил Андрея и Алексея Крапивина на первое место в рейтинге крупнейших подрядчиков РЖД.
Бывший советник бывшего главы РЖД Владимира Якунина Андрей Крапивин умер в апреле 2015 года. Подконтрольные его сыну Алексею Крапивину и его партнерам Валерию Маркелову, Борису Ушеровичу и Юрию Ободовскому компании победили в конкурсах РЖД на 334 млрд рублей. Фирмы выиграли подряды по обустройству Восточного полигона РЖД общей стоимостью 184 млрд рублей и контракт на проектирование железнодорожных объектов на 150 млрд рублей.
По данным Reuters, Крапивин-старший с 2007 года был партнером Германа Горбунцова в Столичном торговом банке, в котором РЖД размещала крупные депозиты. В 2008 году банк не смог вернуть депозит РЖД на $1 млрд. На Горбунцова завели уголовное дело в России, но он успел уехать в Лондон, где через несколько лет на него было совершено покушение. Горбунцов передал Reuters банковские документы, из которых видно, что с 2007 по 2013 год через счета десяти фирм с номинальными и подставными директорами было проведено $2,5 млрд, перечисленных по договорам от РЖД.
Газета «Ведомости» напоминает, что проведенный в прошлом году консалтинговой компанией Deloitte анализ оптимизации расходов РЖД выявил, что монополия совершенно не экономит на закупках. Заказы выставляются крупными лотами, а средний размер скидки по контрактам составляет всего 1,8%, и это худший показатель среди крупнейших госкомпаний. В Deloitte не исключили, что низкая эффективность тендеров может быть следствием «потенциальных сделок с заинтересованностью». «Нерыночный характер отношений между заказчиками в РЖД и претендентами на госзаказ прослеживается как на стадии подготовки конкурсной документации, так и на этапе конкурсного отбора», – приводит издание выдержку из отчета Deloitte.
Читайте также: Впереди паровоза: рейтинг крупнейших подрядчиков РЖД