К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Русский сноуборд: производители пытаются завоевать низкоценовой сегмент

Фото Евгения Павлова
Фото Евгения Павлова
Несмотря на то, что большинство сноубордистов в нашей стране предпочитают снаряжение от известных зарубежных брендов, рынок российских сноубордов существует более 20 лет. Что он собой представляет?

Новые технологии с каждым сезоном увеличивают стоимость хорошего сноубордного оборудования. В России скачок курса валют спровоцировал и рост цен на доски, ботинки и крепления. Возможно, что это единственный шанс для отечественных производителей удачно войти в рынок, где и без них всем было хорошо. Производить сноуборды в России начали еще в начале 90-х, на рынок выводилось достаточно много отечественных брендов — Gromel, Primus, Double Black и другие производители досок занимались копированием иностранных брендов, но так и не вышли на массовое производство. В начале 2000-х благодаря дешевизне распространение получили сноуборды двух российских компаний – это BlackFire и Atom. Опытные райдеры обычно говорят, что их покупают новички, которые слабо разбираются в технологиях и ничего об этом даже не слышали. «Главной мотивацией при выпуске первых сноубордов было желание сделать качественное снаряжение, доступное по цене», — не соглашается в BlackFire.

Компания сначала выпускала сноуборды в Австрии, потом перешла на Китай и Тайвань. Первые партии были не больше 1000 досок. В лучшие годы делали по 10 000-12 000 сноубордов. Продавали только оптом. В рознице сноуборды BlackFire стоят до 9000 до 18000 рублей. Кроме сноубордов компания также выпускала крепления и ботинки, точно так же размещая под своим брендом контрактные заказы на китайских заводах.

«Технология производства сноубордов не такая сложная, — считают в BlackFire. — У производителя на заводе есть фиксированный набор пресс-форм – шаблонов. В любой шаблон добавляется «фарш» и начинка. Есть выбор из пары десятков возможностей. Просто надо иметь опыт в сноубординге, чтобы прикинуть, какое сочетание «пойдет», ну и положить на него дизайн». Теоретически можно сделать свой шаблон, это стоит €6 000-8 000 . В BlackFire собственный шаблон не создавали и работали в дешевом сегменте, и лишних затрат позволить не могли.

 

Когда BlackFire потребовалось больше денег для развития, компания стала сотрудничать со популярной среди райдеров сетью магазинов Kant. Совместная фирма по выпуску сноубордов просуществовала почти 10 лет, но в этом году, скорее всего, будет закрыта. «Убытков не было ни разу, ни за один год, — объясняет представитель BlackFire. — Но после роста доллара доходы стали меньше, и мы не видим необходимости продолжать бизнес». Собственные марки сноубордов есть и в крупных сетях — в «Спортмастере» и «Триалспорте». Они продаются в сегменте 10 000 — 20 000 рублей.

Китай — родина сноубордов

 

Сноуборды производятся всего в нескольких точках нашей планеты. В России нет массового производства сноубордов, поэтому большинство брендов пользуются услугами заводов, расположенных в других странах.  Анастасия и Николай Гринёвы, создатели бренда Joint, выпускают свои сноуборды на одном из крупнейших заводов по производству сноубордов в Тайване. После неудачных попыток выпускать сноуборды в Китае Гринёвы изготовили собственную пресс-форму с австрийским технологом, который разрабатывал сноуборды более 20 лет, и заключили договор с новой фабрикой.

Цены на сноуборды Joint варьируются от 12 000 до 26 000 рублей. Это дешевле популярных зарубежных сноубордов вроде Burton, но дороже других российских сноубордов. Владельцы Joint утверждают, что качество не уступает зарубежным брендам. Сноуборды продаются в основном оптом в спортивные магазины и бордшопы. Также работает свой интернет-магазин. Вложения в бизнес составляют 15 млн рублей. Раскрыть объемы продаж основатели Joint не готовы, но говорят о ежегодном росте производства в среднем на 30%. «Сложно просчитать и нашу реальную долю рынка, поскольку по данным таможни далеко не все сноуборды ввозятся в Россию легально, — объясняет Анастасия Гринева, совладелец и директор по развитию компании Joint. — По нашим расчетам мы занимаем не более 2% от всей доли рынка. Но компания прибыльна. Иначе мы бы этим не занимались.»

Чтобы продвигать бренд Joint, Гринёвы проводят ежегодные соревнования по городам России, поддерживают сноуборд-лагеря, спонсируют профессиональных райдеров, снимают фильмы о сноубординге и ездят с их премьерами. Иметь свою команду райдеров — это мировая практика многих производителей сноубордов.

 
Фото Евгения Павлова

Выпускать сноуборды, имея финансовые и организационно-кадровые ресурсы, реально, считают участники рынка. Но если в Китае более-менее понятно и предсказуемо с ценами, качеством и сроками, то в России создать стабильно работающее производство с приемлемым качеством и разумной ценой достаточно сложно. «По-моему мнению, главная проблема в России – нет культуры труда, — сетует управляющий партнер компании PRIME Snowboards Юрий Рудчик. — Приезжая в Китай на фабрики, попадаешь в параллельную вселенную: все идет так, как должно. Заводы и станки работают не на авось, чисто, убрано, нормальный рабочий процесс».

Большая часть производства сноубордов Рудчика и его партнера Александра Чижова находится в Китае. Но есть небольшое производство в Москве в НИИ ДАР. Все четыре инженера и технолога сноубордисты. На оборудование партнеры потратили 3 млн рублей. Доля ручного труда здесь по-прежнему большая. Древесину, стекловолокно, клей, карбон и расходные материалы покупают в России. Все остальное в Германии, Франции, Китае. «Главной проблемой было доказать, что в России можно производить сноуборды, не уступающие в качестве зарубежным, — говорит Юрий Рудчик. —  Поначалу я сам брал доску, участвовал в соревнованиях, снимал видео и фото, доказывающие, что на наших сноубордах можно круто кататься. Это сработало.»

Сноуборды TRSnow и  Prime Snowboards представлены в 65 магазинах в 30 городах в России, а также в Беларуси, Казахстане, Австралии и Новой Зеландии. Работает сервис по изготовлению сноубордов на заказ с собственным дизайном.  Ценовой диапазон досок в рознице — от 12 000  до 22 000 рублей. Свою долю на российском рынке партнеры компании также обозначают как «не больше 2%». За зимний сезон 2016/2017 обороты компании достигли 25 млн рублей, было продано 1900 сноубордов. Ежегодный рост составляет 35-40%. Год назад Рудчик запустил коллекцию креплений и ботинок опять же на китайских заводах. Чтобы полностью перейти на производство в России, партнерам нужно закупить больше станков и оборудования. Рудчик ищет инвестора.

Крафтовые сноуборды

Анна Колесова, создатель сноубордного портала NaDoskax.ru, считает производство сноубордов малоизвестных в широких массах российских брендов вроде Pepper Customs, Joint, Only, Glide, Bonza перспективным в России. Pepper Customs занимается крафтовым производством слаломных сноубордов в единичном экземпляре. Денис Тихомиров, президент Федерации сноуборда и главный тренер сборной России рассказывает, что для изготовления качественного спортивного оборудования очень важен этап тестирования: «У зарубежных брендов этот процесс налажен и за счет местоположения производства, и за счет налаженной коммуникации со спортсменами. В России же обратной связи практически нет, поэтому все наше производство сводится к изготовлению «штучных» экземпляров, и это достаточно дорого». Цена сноуборда в небольшой мастерской Pepper Customs – 40 000 — 50 000 рублей. За полностью кастомизированными сноубордами приходят опытные райдеры, которым важно получить продукт под себя. Но это небольшой рынок, компания делает несколько десятков сноубордов в год.

 
Фото Евгения Павлова

Выйти на международные рынки российскому продукту будет сложно, считают сноубордисты. Поэтому вариант выхода на рынок – это коллаборация, когда в создании нового зарубежного бренда участвуют и российские граждане.  Михаил Белоглазов, член сборной Москвы по сноуборду, провел глубокое исследование рынка и достаточно быстро убедил инвестора из Европы, что новые сноуборды смогут занять нишу на рынке. Так в 2016 году появился бренд Again snowboards. Компания долго искала хорошую фабрику для производства в Китае. В итоге договор заключили с фабрикой, владельцы которой американцы, работающие с известными брендами. Сезон 2016-2017 был тестовым, произведено всего 100 сноубордов, и говорить о коммерческом успехе ещё рано.  Сноуборды продаются через сайт, но в будущем сезоне компания планирует сотрудничать с сетевыми российскими магазинами.

В этом сезоне сноуборды Again стоят 26 000-30 000 рублей. Сравнивать сноуборд Again корректно с топовыми моделями Burton, уверен Белоглазов. И у нового бренда есть один козырь: сноубордист Михаил Матвеев, член сборной команды России по сноуборду, успел завоевать несколько титулов, катаясь на сноубордах Again в последнем сезоне. Это две золотых медали на Универсиаде в Алматы, золотая и серебряная медали на чемпионате России.

Тем не менее Денис Тихомиров, Президент Федерации сноуборда России, Главный тренер сборной России по сноуборду напоминает, что в профессиональном спорте доски российского производства практически не используются: «В параллельных дисциплинах или «жестком» сноуборде безоговорочным лидером является Kessler, также используют Apex, Oxess, SG. В акробатических дисциплинах наиболее известные бренды, которые у всех на слуху, Burton, Roxy, Nitro». Анна Колесова советует российским брендам ориентироваться на начинающих и занять эконом-сегмент: «Если у кого-то из них получится дать приемлемую надежность и управляемость досок, позволяющую катать без лишних усилий, это будет половина успеха. Но, если кто-то при этом сможет добиться повышения престижа владельца в глазах окружающих, это будет успех. И только тогда можно будет говорить о каком-то будущем российских сноуборд-компаний».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+