Федеральная налоговая служба усилила работу по сбору НДФЛ, а с января 2017 года – еще и по значительной части страховых взносов, которые перешли в ее юрисдикцию из Пенсионного фонда. Главная задача – борьба с «серой» зарплатой.
Занимаются этим так называемые «зарплатные комиссии», которые все чаще стали вызывать на встречу руководителей компаний или их представителей. Состав комиссий обычно межведомственный – к работе подключены местные проверяющие и надзорные органы.
Как свидетельствует практика, некоторые компании проводят через официальные ведомости лишь минимальный размер оплаты труда (МРОТ), остальная часть выдается в конвертах по договоренности с работником. Это не только уход недобросовестной компании от налогообложения. Люди, которые соглашаются на подобные условия, ставят себя в весьма шаткое положение.
Во-первых, они также несут ответственность за уклонение от уплаты налогов. Во-вторых, на «серые» суммы не распространяются нормы социальной защиты, такие как оплата отпуска, выходного пособия, больничного листа. Нет начислений в Пенсионный фонд, с низким уровнем дохода сложно вступить в ипотечную программу или просто получить кредит в банке. Кроме того, если работодатель не выполнит негласное соглашение, то востребовать неофициальную часть зарплаты будет очень проблематично даже в суде.
Юристы по имущественным спорам отмечают, что поскольку зарплаты в конверте не отражены в трудовом договоре, то обычно работники пытаются подтвердить их в суде показаниями свидетелей, справкой для получения кредита, электронной перепиской с бухгалтером организации. Но эти доводы, как правило, не являются для суда убедительными, потому что не доказывают устную договоренность между истцом и работодателем.
«Серая зарплата» — вне правового поля, то есть закон придает значение только официальной части зарплаты. И даже при достаточном количестве доводов со стороны пострадавшего, это, с точки зрения закона, не дает возможности взыскать недоплаченные суммы.
Так, самое распространенное доказательство – показания бывших или действующих работников. Рассматривая подобные дела, арбитражные суды обычно приходят к выводу, что из объяснений свидетелей невозможно определить точную сумму, выплаченную им предпринимателем. Инспекторы ссылаются на размытые высказывания работников: «около», «по-разному». И если других доказательств истец не представляет — суд занимает сторону предприятия.
Таким образом, повод для трудового конфликта многие люди создают сами, возможно, не сознавая всех последствий устной сделки с работодателем. Нужно учитывать, что по целому ряду инцидентов вообще нет разъяснений в Налоговом кодексе РФ, а потому дела разрешаются на усмотрение арбитража. Так, например, суд Дальневосточного округа не принял в качестве доказательства справку для получения кредита в банке, где указан более высокий уровень зарплаты работников, чем в ведомостях компании. Суд решил, что эти документы не подтверждают фактический размер выплачиваемой зарплаты (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.08.2007, 25.07.2007 N Ф03-А73/07-2/2900 по делу N А73-13809/2006-50).
А суд Уральского округа, оценив, в том числе сведения, указанные в кредитных анкетах, установил, что организация выплачивала сотрудникам заработную плату в большем размере. Следовательно, налоговый орган правомерно доначислил организации НДФЛ (Постановление ФАС Уральского округа от 30.10.2008 N Ф09-12287/06-С2 по делу N А71-4961/06).
В некоторых ситуациях, по свидетельству юристов, удается разрешить спор в досудебном порядке, когда работник и работодатель сумели договориться. Однако далеко не всегда у сотрудников получается «запугать» руководство компании настолько, чтобы получить свои деньги.
Что же делать? Понятно, что МРОТ – это не те деньги, на которые сегодня можно прожить. По Москве минимум сейчас составляет 17 487 рублей, а по России – 7 500 рублей в месяц. Ситуацию учитывают «зарплатные комиссии», которые в последние годы ориентируются не на минимальный размер, а на средние показатели по отрасли. Комиссия пытается убедить работодателя в том, что зарплату необходимо поднять, тем самым, увеличив отчисления в государственную казну.
У работодателя же есть четыре варианта развития событий. Во-первых, увеличить зарплату сотрудникам сразу. Второе — пообещать повысить зарплату с определенной даты и внести это в протокол встречи. В-третьих, не повышать размер оплаты труда, обосновав ситуацию экономическими причинами. И, наконец, оставить прежний уровень, зафиксировав, что он отвечает требованиям законодательства.
Хотя предложения носят рекомендательный характер, не стоит их игнорировать, а тем более избегать встречи. Неявка чревата привлечением директора фирмы к административной ответственности. За этим последуют внеочередные проверки со стороны Фонда социального страхования, УВД или прокуратуры, которые отслеживают деятельность предпринимателей и организаций.
Однако если официальный уровень зарплаты превышает минимальный размер оплаты труда, то компания имеет право сохранить его на том же уровне. И соглашаясь на неофициальную доплату, человек сам обрекает себя на действия вне правового поля, где недобросовестные работодатели действуют уверенно и часто – безнаказанно.