Как стало известно Forbes, основные владельцы «Лукойла» Вагит Алекперов и Леонид Федун вышли из проектов по бурению и добыче в Африке с убытками и закрыли для себя бизнес компании Panatlantic Exploration. Из совета директоров компании также вышли их представители. Panatlantic Exploration занималась проектами в Гане, Кот-д'Ивуаре, Экваториальной Гвинее, Колумбии, имела совместный проект с DTEK Рината Ахметова на морском участке в Крыму.
Бизнес этой компании они вели параллельно с бизнесом «Лукойла» и иногда у двух компаний были общие проекты. Зачем это нужно было делать через параллельные структуры в компании не объясняют. В Panatlantic Exploration и Лукойл не стали давать комментариев.
Один из контрагентов, знакомый акционеров «Лукойла« и источник в нефтяной компании говорят о значительных убытках компаний. По словам источника Forbes, было выполнено несколько работ по бурению скважин на шельфе, но они оказались «сухими». Он знает, что было потрачено не менее $200 млн. Другой контрагент называет сумму около $400 млн, но по его словам это траты и «Лукойла» и Panatlantic Exploration.
Ранее предправления «ИФД КапиталЪ» (управляет частью активов акционеров «Лукойла») Ольга Плаксина, которая одновременно занимала пост председателя совета директоров Panatlantic Group, сообщала Forbes, что проекты очень капиталлоемкие, а стоимость одной глубоководной скважины (1-2 км) может достигать $100 млн. Шансы на успех в каждом проекте около 30% и они не оправдались. При этом траты на бизнес значительный — головной офис компании Panatlantic Exploration находится в американской «нефтяной столице» Хьюстоне.
Директор компании Small Letters Виталий Крюков считает, что у Panatlantic Exploration подобные проекты требуют цен на нефть выше уровня $80 за баррель. Ранее знакомый Федуна объяснял интерес акционеров «Лукойла» с тем, что акционеры «Лукойла» верили в восстановление цен на нефть. Риски подобных проектов очень высоки. Глубоководными проектами занимался экс-участник списка Forbes, владелец потерпевшей крах бразильской нефтяной компании OGX Эйке Батиста. «Лукойл» в 2013 году интересовался активами OGX после снижения котировок OGX c $200 до менее $5 (сейчас акция торгуется по цене около двух центов), но сделка не состоялась, говорит источник, близкий к Федуну. Ранее «Лукойл» интерес опровергал. Даниэль Хоган из Panatlantic Exploration говорил, что OGX и Panatlantic Exploration нельзя сравнивать.
Ранее об уходе из Африки «Лукойла» в Кот-д’Ивуаре, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на источник в компании. «Лукойл» работал в Кот-д’Ивуаре с 2006 года. У него в стране пять морских геологоразведочных проектов в глубоководной части Гвинейского залива – на блоках CI-101, CI-205, CI-401, CI-504 и CI-524. «Практически из всех проектов [«Лукойл»] уже вышел либо на стадии выхода», – сказал источник «Интерфакса».
Несколько лет назад «Лукойл» возлагал большие надежды на Африку. «Мы считаем этот регион перспективным и уже сделали ряд открытий», – говорил в 2012 году президент компании Вагит Алекперов. По данным отчетности за 2014 году, «Лукойл» списал в Гане $151 млн расходов по сухим скважинам, в Кот-д’Ивуаре – $240 млн. В 2013 году списания «Лукойла» по всем проектам в Западной Африке составили $262 млн.